Правда ли, что пираты плохо пахли, или Как пароходы победили сыпной тиф
![Правда ли, что пираты плохо пахли, или Как пароходы победили сыпной тиф Правда ли, что пираты плохо пахли, или Как пароходы победили сыпной тиф](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/007/007f4619f01fd00ee3ed9b2a3c034d41_ce_1221x814x30x0_cropped_510x340.webp)
Если говорить о вопросах здоровья, что вы знаете о пароходах? Возможно, вспомните, как губительно угольная пыль и жара машинного отделения отражались на здоровье кочегаров. Или то, что трубы пароходов делали такими высокими неспроста, а для защиты палубной команды и пассажиров от едкого дыма.
Но то лишь субъективное впечатление, а медицинская статистика говорит об обратном: с началом эпохи пара, количество смертей от болезней в морских путешествиях резко сократилось. Как так?
Древние мореплаватели: свежая вода и еда под боком
Мореплавание древняя профессия. О гигиене в далекие времена – точнее, во времена до начала эпохи великих географических открытий – известно мало.
![dhow boat dhow boat](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/302/3027dcba6b6aff8cbef77d11f3f2e0e4_cropped_510x383.webp)
Знаем, что плавания тех времен были в основном каботажными, то есть вдоль берегов. Путешественники делали частые остановки – значит, могли позволить себе пополнить запас свежих продуктов и воды, помыться пресной водой. А их открытые маленькие суденышки пусть и не защищали от льющихся с неба дождей и от холода, зато обеспечивали людей на палубе хорошим воздухом.
Мореплавание обходит медицину
С развитием кораблестроения стали возможны дальние морские плавания, начинаются регулярные вояжи через океаны.
Увы, прогресс пока не коснулся санитарии. Более того, есть основания думать, что условия для экипажей и пассажиров ухудшились.
Увеличение длительности путешествий плохо сказалось на качестве еды и воды. Чтобы обеззаразить питьевую воду, ее разбавляли алкоголем – вот откуда в приключенческих книгах так много упоминаний рома и бренди.
![Иллюстрация: на пушечной палубе парусного линкора. на пушечной палубе линкора](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bc3/bc3055dd5260c3fff3ba74d4d9cafd9a_cropped_510x304.webp)
Люди на корабле были вынуждены неделями или месяцами жить в каютах – сырых, грязных и холодных. Эффективную систему вентиляции внутренних помещений на парусниках не удавалось создать вплоть до 19 века, а отопление применялось очень ограниченно из страха вызвать пожар или взрыв пороха. Между тем, дерево хорошо впитывает влагу, а намокшая, постепенно гниющая древесина становилась идеальной средой обитания для насекомых и микроорганизмов, от клопов до возбудителей опасных болезней, в первую очередь тифа.
Санитарные приспособления, такие как туалеты и прачечные, на кораблях не предусматривались ни для пассажиров, не для команды. Вместо унитаза – ведро в каюте. И пассажиры, и команда предпочитали облегчаться на палубе. Вместо туалетной бумаги – одна смоченная в уксусе тряпка на всех.
Чистота начинается с военного флота
Одним из первых проблему попытался решить британский королевский флот. Шотландский врач Джеймс Линд убедил адмиралов для начала сделать хотя бы три вещи: регулярно скрести палубы до блеска, проводить дезинфекцию с помощью уксуса и хлористого отбеливателя и ввести карантин для новобранцев, которых часто набирали в тюрьмах и они на одежде приносили инфекцию – недаром в те годы на кораблях сыпной тиф называли тюремной лихорадкой.
Линд попытался решить и проблему снабжения чистой водой, разработав опреснитель. Однако его производительность была недостаточной для огромных экипажей фрегатов и линкоров.
Все же, благодаря его усилиям, к концу 18 века количество болезней и смертей на королевских кораблях резко сократилось, хотя по современным меркам оставалось шокирующей высоким.
![Больничная палата и операционная на военном судне. Гравюра, 1860 г. Больничная палата и операционная на военном судне. Гравюра](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0b0/0b0e4de1063f34eb503005cd74d5a6ec_cropped_510x397.webp)
Интересно было бы узнать, какой была гигиена на русских кораблях в те годы, но эта тема выходит за пределы сегодняшней истории.
Пароходы: обогнать микробов
И вот в 19 веке появляются пароходы – более быстрые, менее подверженные штилям и штормам. Длительность вояжей резко сократилась и проблема свежего питания отошла на второй план.
По той же причине, уже не столь трагичным был тот факт, что в пути невозможно помыться и постирать одежду. А вскоре вслед за паровой машиной пришла и санитарная техника: стиральные машины, прачечные с кипятильными и канализация.
![Столовая второго класса на «Титанике» Столовая второго класса на «Титанике» фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/61e/61e0a1fa838ca822220e59ceccfccc09_cropped_510x357.webp)
Железо: в каютах становится сухо и чисто
Затем наступила эра железных кораблей. Чистоту и сухость в железном корпусе поддерживать гораздо проще. Отопление окончательно добило сырость, а заодно сделало каюты более комфортными.
![Нормандия Нормандия пароход](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a41/a413c26d683ef578a57191906bc73536_cropped_510x297.webp)
Дольше всего не удавалось решить проблему вентиляции и кондиционирования. Хотя даже ранние пароходы оснащались вентиляционными устройствами, в основном она работала на вытяжку дыма, а не на обеспечение внутренних помещений свежим воздухом. Революцию в этом вопросе совершил знаменитый пароход «Нормандия», спущенный на воду в 1936 году и впервые в мире оснащенный системой кондиционирования воздуха.
По материалам The Shipyard Blog.