Правда ли, что пираты плохо пахли, или Как пароходы победили сыпной тиф

Задавшись первым вопросом, мы пришли к неожиданному факту в истории мореплавания.
Правда ли, что пираты плохо пахли, или Как пароходы победили сыпной тиф
N. Currier — Wikipedia
Содержание статьи

Если говорить о вопросах здоровья, что вы знаете о пароходах? Возможно, вспомните, как губительно угольная пыль и жара машинного отделения отражались на здоровье кочегаров. Или то, что трубы пароходов делали такими высокими неспроста, а для защиты палубной команды и пассажиров от едкого дыма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но то лишь субъективное впечатление, а медицинская статистика говорит об обратном: с началом эпохи пара, количество смертей от болезней в морских путешествиях резко сократилось. Как так?

Древние мореплаватели: свежая вода и еда под боком

Мореплавание древняя профессия. О гигиене в далекие времена – точнее, во времена до начала эпохи великих географических открытий – известно мало.

dhow boat
Steven G. Johnson - Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаем, что плавания тех времен были в основном каботажными, то есть вдоль берегов. Путешественники делали частые остановки – значит, могли позволить себе пополнить запас свежих продуктов и воды, помыться пресной водой. А их открытые маленькие суденышки пусть и не защищали от льющихся с неба дождей и от холода, зато обеспечивали людей на палубе хорошим воздухом.

Мореплавание обходит медицину

С развитием кораблестроения стали возможны дальние морские плавания, начинаются регулярные вояжи через океаны.

Увы, прогресс пока не коснулся санитарии. Более того, есть основания думать, что условия для экипажей и пассажиров ухудшились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увеличение длительности путешествий плохо сказалось на качестве еды и воды. Чтобы обеззаразить питьевую воду, ее разбавляли алкоголем – вот откуда в приключенческих книгах так много упоминаний рома и бренди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
на пушечной палубе линкора
Иллюстрация: на пушечной палубе парусного линкора.
J. B. East - The Shipyard Blog

Люди на корабле были вынуждены неделями или месяцами жить в каютах – сырых, грязных и холодных. Эффективную систему вентиляции внутренних помещений на парусниках не удавалось создать вплоть до 19 века, а отопление применялось очень ограниченно из страха вызвать пожар или взрыв пороха. Между тем, дерево хорошо впитывает влагу, а намокшая, постепенно гниющая древесина становилась идеальной средой обитания для насекомых и микроорганизмов, от клопов до возбудителей опасных болезней, в первую очередь тифа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Санитарные приспособления, такие как туалеты и прачечные, на кораблях не предусматривались ни для пассажиров, не для команды. Вместо унитаза – ведро в каюте. И пассажиры, и команда предпочитали облегчаться на палубе. Вместо туалетной бумаги – одна смоченная в уксусе тряпка на всех.

Чистота начинается с военного флота

Одним из первых проблему попытался решить британский королевский флот. Шотландский врач Джеймс Линд убедил адмиралов для начала сделать хотя бы три вещи: регулярно скрести палубы до блеска, проводить дезинфекцию с помощью уксуса и хлористого отбеливателя и ввести карантин для новобранцев, которых часто набирали в тюрьмах и они на одежде приносили инфекцию – недаром в те годы на кораблях сыпной тиф называли тюремной лихорадкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Линд попытался решить и проблему снабжения чистой водой, разработав опреснитель. Однако его производительность была недостаточной для огромных экипажей фрегатов и линкоров.

Все же, благодаря его усилиям, к концу 18 века количество болезней и смертей на королевских кораблях резко сократилось, хотя по современным меркам оставалось шокирующей высоким.

Больничная палата и операционная на военном судне. Гравюра
Больничная палата и операционная на военном судне. Гравюра, 1860 г.
The Illustrated London News
Почему Джеймсу Куку удалось совершить так много великих открытий? Секрет в строгом отношении к гигиене: это помогло ему сохранить матросов в дальних плаваниях.

Интересно было бы узнать, какой была гигиена на русских кораблях в те годы, но эта тема выходит за пределы сегодняшней истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пароходы: обогнать микробов

И вот в 19 веке появляются пароходы – более быстрые, менее подверженные штилям и штормам. Длительность вояжей резко сократилась и проблема свежего питания отошла на второй план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По той же причине, уже не столь трагичным был тот факт, что в пути невозможно помыться и постирать одежду. А вскоре вслед за паровой машиной пришла и санитарная техника: стиральные машины, прачечные с кипятильными и канализация.

Столовая второго класса на «Титанике» фото
Столовая второго класса на «Титанике»
Picryl
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железо: в каютах становится сухо и чисто

Затем наступила эра железных кораблей. Чистоту и сухость в железном корпусе поддерживать гораздо проще. Отопление окончательно добило сырость, а заодно сделало каюты более комфортными.

Нормандия пароход
Нормандия
Vick the Viking - Wikipedia

Дольше всего не удавалось решить проблему вентиляции и кондиционирования. Хотя даже ранние пароходы оснащались вентиляционными устройствами, в основном она работала на вытяжку дыма, а не на обеспечение внутренних помещений свежим воздухом. Революцию в этом вопросе совершил знаменитый пароход «Нормандия», спущенный на воду в 1936 году и впервые в мире оснащенный системой кондиционирования воздуха.