В этой стране поезда не могут иметь 256 пар колес. А больше или меньше – могут
![В этой стране поезда не могут иметь 256 пар колес. А больше или меньше – могут В этой стране поезда не могут иметь 256 пар колес. А больше или меньше – могут](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/faa/faa3da0f9890833bdc35e3cce654e32c_ce_3630x2420x437x0_cropped_510x340.webp)
Так объясняется странный закон в технических документах, используемых на железных дорогах этой горной страны.
Железнодорожники сразу поймут, что такое очистка блок-участка. Для остальных читателей поясню, что на современных железных дорогах применяется автоматика, предотвращающая столкновения поездов. Весь рельсовый трек делится на блок-участки, разделяемые светофорами. На въезде на него в путь встроен счетчик колесных пар (осей). На выходе – второй счетчик.
- Поезд въехал на участок – на въездном светофоре загорается красный свет.
- Поезд выехал – блок-участок «очистился», теперь на него могут въезжать другие поезда.
![red light railroad red light railroad](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ab7/ab7ddddd9c5d682908ea62da427ed15d_cropped_510x340.webp)
А колесные пары считают, чтобы быть уверенными, что все вагоны покинули участок, потому что бывают случаи, когда часть хвостовых вагонов отцепляются. Цифра на счетчике на выходе должна совпасть с цифрой на входе – удобная система, которая обычно работает как надо.
256=0. Не верите?
Для надежности электроника в этих счетчиках используется очень примитивная, число осей записывается в короткую 8-битную переменную.
Что такое 8 бит в двоичной системе? Это 8 ячеек, в каждой из которых может быть записано число 0 или 1. Нулю в ней соотстветствует 00000000, далее идет 00000001 и так далее. Счетчик доходит до 11111111, что соответствует 255. Прибавить еще единицу невозможно, поэтому счетчик обнуляется.
И в этот момент идущий по блок-участку состав превращается в призрак: вы его видите, но его нет.
![«Ганс, ты его видишь?» «Не-а». двое мужчин в горах наблюдают за поездом](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/427/42703e23d7a7c616f97c4100312a90ba_cropped_510x510.webp)
256 — это много или мало
Возможно ли такое на практике, чтобы у поезда было 256 колесных пар, или 512 колес? И да, и нет.
Для пассажирского поезда это действительно очень много: вы вряд ли встретите столь длинный состав.
А вот для грузовых — вполне возможно, так что этот запрет не пустая формальность.
По материалам IFL Science.