В этой стране поезда не могут иметь 256 пар колес. А больше или меньше – могут

«255 осей? Норм! 257? Прекрасно! 256 – вы что, хотите нашей смерти?!» – шутят по-швейцарски мои коллеги из IFL Science, объяснившие странную особенность.
В этой стране поезда не могут иметь 256 пар колес. А больше или меньше – могут
Tim Adams — Wikipedia
«Во избежание непреднамеренной очистки блок-участков путем сброса счетчиков осей на ноль и тем самым создания опасности для поездов, эффективное общее количество осей поезда не должно быть 256 осей».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железнодорожники сразу поймут, что такое очистка блок-участка. Для остальных читателей поясню, что на современных железных дорогах применяется автоматика, предотвращающая столкновения поездов. Весь рельсовый трек делится на блок-участки, разделяемые светофорами. На въезде на него в путь встроен счетчик колесных пар (осей). На выходе – второй счетчик.

  • Поезд въехал на участок – на въездном светофоре загорается красный свет.
  • Поезд выехал – блок-участок «очистился», теперь на него могут въезжать другие поезда.
red light railroad
Needpix
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А колесные пары считают, чтобы быть уверенными, что все вагоны покинули участок, потому что бывают случаи, когда часть хвостовых вагонов отцепляются. Цифра на счетчике на выходе должна совпасть с цифрой на входе – удобная система, которая обычно работает как надо.

256=0. Не верите?

Для надежности электроника в этих счетчиках используется очень примитивная, число осей записывается в короткую 8-битную переменную.

Что такое 8 бит в двоичной системе? Это 8 ячеек, в каждой из которых может быть записано число 0 или 1. Нулю в ней соотстветствует 00000000, далее идет 00000001 и так далее. Счетчик доходит до 11111111, что соответствует 255. Прибавить еще единицу невозможно, поэтому счетчик обнуляется.

И в этот момент идущий по блок-участку состав превращается в призрак: вы его видите, но его нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
двое мужчин в горах наблюдают за поездом
«Ганс, ты его видишь?» «Не-а».
Created by Diana Nazarova using the Shedevrum web app

256 — это много или мало

Возможно ли такое на практике, чтобы у поезда было 256 колесных пар, или 512 колес? И да, и нет.

Для пассажирского поезда это действительно очень много: вы вряд ли встретите столь длинный состав.

А вот для грузовых — вполне возможно, так что этот запрет не пустая формальность.