Летающее такси, луномобиль и огромный электросамолет: подборка изобретений с колесами и крыльями
Деньги на воздух
Планируется, что автожир с шестью поворотными винтами сможет двигаться на скорости до 320 км/ч, причем намного тише обычных вертолетов и самолетов, покрывая до 250 км без подзарядки бортовых аккумуляторов. Работы над созданием такого аппарата начались еще в 2009 году, а в 2018-м Joby привлек первые значительные средства от Toyota и других инвесторов. С тех пор прототипы были показаны на ряде авиашоу и уже провели немало полетов, как испытательных, так и демонстрационных.
В 2025 году такие «летающие такси» могут начать коммерческую перевозку пассажиров в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Toyota вложила в это немалые средства: в общей сложности ее инвестиции в стартап составляют почти 900 млн долларов.
Бесшумный взмах
Немецкая компания Mahle, крупный производитель и поставщик компонентов для автопрома, продемонстрировала новый вентилятор для охлаждения аккумуляторов электромобилей. «Биомиметическое» устройство использует несколько решений, заимствованных у самой природы, чтобы работать максимально эффективно и при этом без лишнего шума. Форма лопастей вентилятора повторяет оперение крыльев сов, «беззвучных охотников». Их плоскость изогнута, а передние и задние кромки разделены на «перья» с небольшими бороздками, которые препятствуют образованию турбулентных вихрей.
По данным Mahle, это снижает уровень шума более чем вдвое в сравнении с обычными вентиляторами. Вдобавок эффективность охлаждения выросла на 10%, а вес на столько же снизился. Компания готовится выпускать целую линейку таких устройств разной мощности. Первые экземпляры уже отправлены партнерам Mahle для испытаний.
Винты и колеса
Пока одни компании доставляют заказы клиентам с помощью роботов-курьеров на колесах, другие делают ставку на беспилотники. А стартапы Serve Robotics и Wing Aviation решили объединить оба подхода, чтобы воспользоваться преимуществами каждого. Wing Aviation (принадлежит корпорации Alphabet) уже обладает немалым опытом работы с высокоавтоматизированными дронами, которые используются в США, Австралии, Ирландии и Финляндии. Да и колесные машины Serve Robotics применяются сервисами доставки UberEats и 7-Eleven, хотя пока в экспериментальном режиме.
Теперь их попробуют интегрировать в единую и более эффективную систему. Идея в том, что заказ загружается в колесного робота, который довозит его до промежуточного пункта, а там пакет перехватит беспилотник, способный подняться над загруженными улицами мегаполиса и перенести посылку клиентам в пределах 10-километровой дистанции.
Проверка пустыней
Стартап Venturi Astrolab продолжает работу над луномобилем для участников будущих пилотируемых миссий на спутник Земли, которые готовятся по программе NASA Artemis. Аппарат FLEX (Flexible Logistics and Exploration, «Гибкая логистика и исследование») сможет взять на борт двух человек и груз (до 1,5 т), двигаясь под управлением одного из астронавтов либо автономно.
В этом, по словам разработчиков, главная особенность ровера: в отличие от предыдущих луноходов и марсоходов, машина не предназначена для решения узкого круга задач — она должна стать универсальным инструментом, которым смогут пользоваться первые колонисты на Луне. К настоящему времени FLEX уже существует в виде полноразмерного рабочего прототипа, который прошел полевые испытания в Долине смерти на краю пустыни Мохаве.
Просто полетим
Летное дело считается сложным и опасным занятием, однако конструкторы Airhart Sling твердо намерены изменить ситуацию. Их цель — сделать пилотаж таким же доступным, как вождение автомобиля, а сам самолет — таким же дешевым, как обычная легковушка.
За основу разработчики взяли собственную модель TSi с облегченным композитным фюзеляжем и двигателем Rotax 915 iS. Однако панель управления сделали куда более лаконичной, с центральным рычагом-джойстиком и минимумом необходимых приборов. Немалую часть контроля за полетом планируется передать автоматике: пилоту достаточно будет лишь задать общее направление маневра, пользуясь рычагом, а как именно для этого наклонить предкрылки или элероны, решит уже компьютер.
На орбите - как в сауне
Свой взгляд на облик перспективной космической станции Haven-1 представила компания VAST: стиль и комфорт, зоны для отдыха и тренировок, лаборатории и все, что требуется. Ключевой особенностью дизайна здесь можно назвать детали внутренней обшивки, сделанные из древесины, которая должна создавать ощущение уюта на орбите. Однако многие детали проекта справедливо вызывают сомнения экспертов. В частности, неясно, как древесина отреагирует на влажность, грибки и бактерии, уже принесшие серьезные проблемы экипажам МКС.
Также непонятно, что делать космонавту, парящему в середине отсека диаметром 4 м: ни поручней, ни ремней на такой случай не предусмотрено. Несмотря на это, стартап, поддержанный криптомиллиардером Джедом Маккалебом, планирует отправку первого модуля на орбиту уже в 2025 году, а еще через год обещает принять там первых «постояльцев».
Все не так однозначно
Суперкар Bugatti W16 Mistral побил рекорд скорости езды с открытым верхом для серийных автомобилей, набрав 453,91 км/ч. Правда, это достижение стоит сопроводить множеством «но». Во-первых, на трассу вышла модифицированная версия с 8-литровым 16-цилиндровым турбированным двигателем мощностью более 1800 л. с. Во-вторых, с болида были сняты встроенные системы ограничения скорости. В-третьих, заезд состоялся лишь в одном направлении.
Если же делать все «по классике», официально, используя стандартные серийные модели с движением в обе стороны трассы, рекорд по-прежнему удерживает Koenigsegg Agera RS, в 2017-м разогнавшаяся до 447,19 км/ч.
Электровеликан
Уже в 2025 году шведский стартап Heart Aerospace обещает поднять в воздух самолет X1, самый большой из тех, что летают на чистом электричестве. Точные характеристики модели не сообщаются, но известно, что фюзеляж будет позаимствован у другого проекта Heart Aerospace, ES-30, и увеличен до размаха крыльев 32 м.
Ближнемагистральный ES-30, который также еще дорабатывается, использует гибридную двигательную систему и выделяется способностью взлетать и садиться на короткой (до 1100 м) полосе. Полностью электрический X1 должен стать не менее «приемистым» и, скорее всего, сможет использовать такие же небольшие аэропорты, несмотря на свои более крупные размеры.