Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона

Корабли из дерева и стали — привычное явление во всех странах мира. Но почему в прошлом веке в судостроении начали использовать бетон и как корабли из такого материала держались на воде — вопрос, на который не сразу получится найти ответ. А ведь у такого подхода были железобетонные аргументы!
Не ржавеют и не тонут: как в XIX веке додумались строить корабли из бетона
freightwaves.com
Бетон — самый неожиданный материал для строительства кораблей. И все же он стал выгодной альтернативой дереву и стали.

На самом деле, использование бетона в судостроительстве было не редким явлением в прошлом веке. В первую очередь, материал пришел на смену дереву, которому активно искали замену. Несмотря на то, что умелые мастера научились филигранно обращаться с древесиной, создавая каравеллы невероятных размеров, ее срок службы был довольно ограничен. Под воздействием воды, особенно соленой, даже обработанный воском или жиром деревянный корпус со временем пропитывался влагой и разрушался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более надежными считались суда из стали: поначалу листы обшивки соединялись заклепками, затем их научились спаивать для большей герметичности. Однако как само сырье, так и производство легких кораблей из металла обходилось очень дорого. Первая серьезная необходимость в более экономичном, но прочном материале возникла в период Первой мировой войны.

Бетонная лодка, Чикаго
Бетонная лодка, Чикаго
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперимент, который не нарушил законы физики

Неожиданное решение проблемы нашел энтузиаст, французский изобретатель Жан Луи Ламбо. В 1848 году он сконструировал серию гребных лодок, сделав каркас из металлических прутьев и укрепив его строительным раствором. Хоть железобетонная конструкция и делала лодку в разы тяжелее, она все равно держалась на плаву, вытесняя воду, - ни один закон физики не был нарушен. Свой метод француз назвал словом fericement - то есть «ферроцементом», предшественником современного железобетона.

Железобетон получали путем смешивания цемента, песка и воды. Таким строительным раствором покрывалась стальная сетка — каркас будущего корабля. Затем конструкции придавалась нужная форма.

Свое изобретение Ламбо представил на Всемирной выставке в Париже 1855 года, после чего его идеей заинтересовались в других странах. Технологию опробовали в Европе: в частности, с 60-х годов бетонные баржи перевозили утварь по внутренним каналам. Более того, железобетону нашли применение в Китае: на тот момент стране откровенно не хватало средств на производство в большом объеме кораблей для грузоперевозок, поэтому новый дешевый и сердитый морской транспорт казался оптимальным выходом из ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чертежи бетонной лодки
Чертежи бетонной лодки
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но дело было не только в экономии денежных и временных ресурсов, и даже не в стоимости обслуживания, которое обходилось в разы дешевле, чем защищать от ржавчины металл. Немаловажным фактором было и то, что на стенках таких кораблей не скапливался конденсат, а это вполне отвечало условиям, которые нужны для перевозки сухих грузов, например круп или специй. Кроме того, для изготовления железобетонных сухогрузов не требовались высококвалифицированные рабочие.

widget-interest

Первым практичным морским судном из железобетона стал 26-метровый теплоход с водоизмещением 400 тонн, представленный норвежским судостроителем в 1917 году. Он получил имя «Намсенфьорд». 

Во времена Первой мировой войны бетонными судами на государственном уровне заинтересовались в Скандинавии, во Франции, Великобритании и США. На военные действия уходило слишком много средств, да и из-за активности вражеских подводных лодок рисковать дорогостоящим флотом было опрометчиво.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осознав тщетность строительства из древесины и учитывая общую удаленность верфей от сталелитейных заводов, предприниматель из Сан-Франциско Уильям Лесли Комин предложил Совету по судоходству США начать строить суда с бетонными корпусами. Но положительной реакции в ответ не последовало. Тогда Комин основал собственную судостроительную компанию San Francisco Shipbuilding Co. в Калифорнии, приступив к разработкам.

Так, в марте 1918 года одновинтовой пароход «Фейт» — на тот момент самый большой бетонный корабль в мире и первый в Америке - был спущен на воду. Двигатели тройного расширения позволяли судну развивать скорость до 10 узлов. Но главное, его строительство обошлось по тем временам довольно бюджетно - в 750 000 долларов. Это был железобетонный аргумент правительству, который сработал: вскоре Совет отдал распоряжение промышленным предприятиям поставить флоту дюжину экспериментальных кораблей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пароход «Фейт», построенный из бетона
Пароход «Фейт», построенный из бетона
freightwaves.com
После войны бетонные тяжеловесы практически вышли из эксплуатации. Они стали волнорезами, использовались в качестве причалов или оставались редким транспортом некоторых коммерческих предприятий, нефтегазовых компаний.

Ренессанс бетонных судов пришелся на Вторую мировую войну: о конструкторском решении вспомнили, когда столкнулись с дефицитом металла. Немало лихтеров, буксиров, танкеров и сухогрузов тогда произвели верфи Германии, но и в Америке железобетонным баржам дали второй шанс — их сделали легче, поворотливее и даже крепче предшественников. Конечно, бетонные «крейсеры» не участвовали в военных действиях, зато исправно выполняли функции перевозчиков техники и других быстроходных кораблей, наблюдательных пунктов, складов и учебных судов.

Одна из американских железобетонных барж Ouartz, построенных в то время, прославилась, когда ее задействовали в испытаниях первой атомной бомбы на атолле Бикини.

В СССР корабелы тоже освоили железобетон. До 1930-х годов суда из этого материала решали задачи внутреннего плавания, а непосредственно после войны массовое производство было развернуто на шести речных верфях. Что интересно, в 70-80-х годах прошлого века железобетонные суда служили плавскладами советскому Военно-морскому флоту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сохранившаяся бетонная парусно-моторная яхта «Нефертити», Нижний Новгород
Сохранившаяся бетонная парусно-моторная яхта «Нефертити», Нижний Новгород
WikiCommons

Почему от бетонных судов отказались

Несмотря на явные преимущества железобетонных плавсредств, были и свои сложности, причем производители подметили их еще в ходе Первой мировой. Во главе недостатков, конечно, стоял вес: бетон заметно утяжелял корабли, к тому же делал толще каркас, что скоращало возможности для грузоперевозок. Но была и менее очевидная проблема, возникшая при увеличении габаритов. Суда требовали более мощных двигателей: только представьте, какого было буксировать такую махину в небольшой акватории. Преодолеть узкий канал или шлюз — тоже оказывалось маловыполнимой задачей. Отсюда вытекает еще и тот факт, что топлива бетонным судам требовалось немало.

Наконец, то самое преимущество бетонных кораблей, которое описывалось фразой «если потопят, не жалко», превратилось в существенный минус. Все-таки, по сравнению со сталью, бетону не хватало эластичности и гибкости: при малейшем ударе любой скол или трещина могли привести к течи, и корабль шел ко дну за считанные секунды, словно бумажный. Именно так зачастую случалось в войну: поэтому многие железобетонные суда играли роль почти «одноразовых». Но даже те, что удалось сохранить, вскоре пополнили ряды списанных, превратившись в понтоны, волнорезы, музеи и рестораны.