«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами

​​​​​​​Мир пассажирской авиации жесток к самолетам: их сначала нещадно эксплуатируют, не давая ни минуты покоя, а потом списывают задолго до того, как машина отлетает полный ресурс. Но и отправлять ее на слом авиакомпаниям жалко.
«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами
Todd Lappin — Flickr
Содержание статьи

Самолет может прослужить довольно долго: как минимум, лет 25-30, но есть и «живчики», способные отлетать по 70-100 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, вы вряд ли найдете хоть один авиалайнер на линиях крупных авиакомпаний, который был бы старше 20 лет. Их списывают так рано по двум причинам.

jet liner in smoke sun beams
Eric Masur - Unsplash

Во-первых, жесткие требования безопасности. Авиатранспорт в наши дни считается самым безопасным, превосходя даже железные дороги: отчасти эта безаварийность держится на частой смене парка машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, требовательность пассажиров. Старый самолет менее комфортен, да и выглядит непривлекательно. Если пойдет молва, что на той или иной линии летает «авиахлам», путешественники начнут ее избегать.

Старый самолет может быть безопасным, комфортным и красивым, если за ним хорошо ухаживать. Но авиакомпаниям это невыгодно: чем машина старше, тем больше времени она проводит на земле, тем выше затраты на замену износившихся агрегатов. А операторам нужно, чтобы она летала и приносила деньги.

Лайнер на приколе

Немало старых машин просто прекращают летать. Их отгоняют на специальные аэродромы — можно назвать их кладбищами старых самолетов... или складами?

аэропорт теруэль кладбище самолетов
Аэропорт Теруэль: отсюда не летает ни одна авиалиния.
Consorcio Aeroporto de Teruel
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие аэродромы, как правило, строят в тех местах, где климат позволяет технике храниться десятилетиями без деградации – чаще всего в пустынях. Самым большим является авиабаза в пустыне Мохаве на юге США. Также очень известны аэропорты Теруэль в Испании и Алис-Спрингс в Австралии.

Часть самолетов переживают здесь трудные времена для авиакомпаний, когда число пассажиров сокращается. Например, в пандемию COVID сюда отогнали около 100 ставших ненужными лайнеров. Когда плохой период заканчивается, самолет могут вернуть на пассажирскую линию.

Авиаразбор

Другие машины позже разберут на металлолом, но сначала снимут с них все детали, которые отработали неполный ресурс и еще могут использоваться. Понятно, что самолет стареет неравномерно. Зачем, например, переплавлять на металл дорогущую турбину, отработавшую лишь половину положенного срока?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
jet engine pratt whitney boeing 747
Mgw89 - Wikipedia

Еще больше спрос на разную мелочь. Разбилась солнцезащитная шторка или порвалась обивка кресла в салоне? Заменим на снятую со списанного самолета.

Рынок бэушных авиазапчастей оценивают в $6 миллиардов в год.

Благодаря этим «авиаразборам» тот или иной тип самолетов может продолжать эксплуатироваться десятилетиями после того, как его выпуск прекращается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая профессия ветерана

Значительная часть пассажирских авиалайнеров превращаются в транспортные самолеты. Их охотно покупают такие компании, как DHL или FedEx. Эксплуатация на грузовых линиях не столь интенсивна, а требования безопасности чуть ниже.

jet aircraft dhl
thokary - Wikipedia

Перед этим самолет переделывают – конструкторы изначально закладывают в пассажирский лайнер возможность такой конвертации. Большинство окон заделывается, в корпусе проделываются широкие грузовые люки, вместо пассажирского салона оборудуют грузовой отсек.

Boeing 747 теперь тоже ветеран в отставке
widget-interest

В 2023 г. концерн Boeing перестал выпускать знаменитый «Джамбо», или «Королеву небес», как называли 747-й. Часть машин станут донорами агрегатов, чтобы оставшиеся могли продолжать летать еще долго, в первую очередь на грузовых линиях.

Кстати, вам интересно знать, сколько стоят запчасти для этого самолета?

Еще мы знаем, где в России находятся кладбища самолетов.

Boeing 747 грузовой люк в носу
Признайтесь, вы не знали, что Boeing 747 может вот так открыть нос.
Aleksandr Markin - Flickr