«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами
Самолет может прослужить довольно долго: как минимум, лет 25-30, но есть и «живчики», способные отлетать по 70-100 лет.
Тем не менее, вы вряд ли найдете хоть один авиалайнер на линиях крупных авиакомпаний, который был бы старше 20 лет. Их списывают так рано по двум причинам.
Во-первых, жесткие требования безопасности. Авиатранспорт в наши дни считается самым безопасным, превосходя даже железные дороги: отчасти эта безаварийность держится на частой смене парка машин.
Во-вторых, требовательность пассажиров. Старый самолет менее комфортен, да и выглядит непривлекательно. Если пойдет молва, что на той или иной линии летает «авиахлам», путешественники начнут ее избегать.
Старый самолет может быть безопасным, комфортным и красивым, если за ним хорошо ухаживать. Но авиакомпаниям это невыгодно: чем машина старше, тем больше времени она проводит на земле, тем выше затраты на замену износившихся агрегатов. А операторам нужно, чтобы она летала и приносила деньги.
Лайнер на приколе
Немало старых машин просто прекращают летать. Их отгоняют на специальные аэродромы — можно назвать их кладбищами старых самолетов... или складами?
Такие аэродромы, как правило, строят в тех местах, где климат позволяет технике храниться десятилетиями без деградации – чаще всего в пустынях. Самым большим является авиабаза в пустыне Мохаве на юге США. Также очень известны аэропорты Теруэль в Испании и Алис-Спрингс в Австралии.
Часть самолетов переживают здесь трудные времена для авиакомпаний, когда число пассажиров сокращается. Например, в пандемию COVID сюда отогнали около 100 ставших ненужными лайнеров. Когда плохой период заканчивается, самолет могут вернуть на пассажирскую линию.
Авиаразбор
Другие машины позже разберут на металлолом, но сначала снимут с них все детали, которые отработали неполный ресурс и еще могут использоваться. Понятно, что самолет стареет неравномерно. Зачем, например, переплавлять на металл дорогущую турбину, отработавшую лишь половину положенного срока?
Еще больше спрос на разную мелочь. Разбилась солнцезащитная шторка или порвалась обивка кресла в салоне? Заменим на снятую со списанного самолета.
Благодаря этим «авиаразборам» тот или иной тип самолетов может продолжать эксплуатироваться десятилетиями после того, как его выпуск прекращается.
Вторая профессия ветерана
Значительная часть пассажирских авиалайнеров превращаются в транспортные самолеты. Их охотно покупают такие компании, как DHL или FedEx. Эксплуатация на грузовых линиях не столь интенсивна, а требования безопасности чуть ниже.
Перед этим самолет переделывают – конструкторы изначально закладывают в пассажирский лайнер возможность такой конвертации. Большинство окон заделывается, в корпусе проделываются широкие грузовые люки, вместо пассажирского салона оборудуют грузовой отсек.