Мониторинг сугробов и поиск дефектов: как нейросети поддерживают состояние автомобильных дорог зимой

С наступлением зимы благоустройство улиц и дорог становится одним из важнейших вопросов для муниципальных служб. Однако сегодня следить за состоянием дорожного полотна и вовремя устранять проблемы, вызванные погодными условиями, сотрудникам помогает искусственный интеллект. Нейросети уже внедряются в технологические разработки и испытываются по всей России.
Мониторинг сугробов и поиск дефектов: как нейросети поддерживают состояние автомобильных дорог зимой  
Freepik

Система для отслеживания сугробов и мусора

В Казани контроль уборки снега с улиц больше года осуществляют с помощью нейросетей – данные о неубранном снеге собирают мобильные камеры, установленные на мусоровозах и автобусах, после чего информацию направляют в муниципальные службы. Система также отслеживает скопления мусора, ямы и трещины на дорогах. В планах региона на 2025 год – начать использовать искусственный интеллект для выявления сосулек и снежных шапок на крышах зданий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Безопасный город»: контроль уборки улиц

В Санкт-Петербурге технологии также активно привлекаются в сфере зимнего содержания. Так, в четырех районах северной столицы действует цифровая система контроля за зимней уборкой улиц. Мониторинг позволяет отслеживать состояние дорог до и после уборки. В основе технологии — камеры системы «Безопасный город», насчитывающей более 90 тыс. видеозаписывающих устройств.

какие технологии используют коммунальные службы при уборке улиц и дорог
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск неочищенных дорог по скриншотам

В Москве нейросети уже давно стали привычной частью работы городских служб. Зимой 2023 года в столице протестировали и внедрили три системы ИИ, обученные находить наледь на крышах домов и неочищенные участки дороги на скриншотах с камер видеонаблюдения. С помощью искусственного интеллекта московские муниципальные службы за зимний период 2022-2023 исправили более 24,9 тыс. ошибок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) тестирует ИИ-систему с 2019 года. В ней используются нейросети, обученные на заранее собранных и размеченных визуальных данных — скриншотах с уже указанными дефектами. И хотя свою работу алгоритмы научились выполнять с предельной точностью, вслед за ними снимки все равно вторично проверяют специалисты. Только после ручной верификации сообщение о вывленной проблеме может быть отправлено в городские службы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ИИ-технологии против суровой зимы

Подробнее о существующих снегоуборочных методах и о том, какие технологии будут использоваться коммунальными службами в ближайшем будущем, редакции Techinsider.ru рассказала Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.

Юлия Антонова
исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта

«Благодаря цифровым технологиям возможно осуществлять превентивную обработку дорог - до выпадения осадков и понижения температуры. Ведь требования ГОСТ к содержанию дорог растут с каждым годом, и чтобы успеть за ритмом жизни городов, нужно работать на опережение, а не бороться потом с последствиями снегопадов и гололеда», — отмечает Юлия Антонова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
снегоуборочная техника с ИИ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам эксперта, главным критерием для выбора специальной снегоуборочной техники, противогололедных материалов и цифровых разработок для мониторинга и уборки дорог становится безопасность.

«Коммунальная дорожная техника должна быть не только эффективна и экономична, но и безопасна. Так, сегодня в современные машины встраивается компьютер, способный, в зависимости от скорости движения, рассчитывать интенсивность распределения противогололедного материала (ПГМ) по заданным граммам на квадратный метр обрабатываемой поверхности, а также определять ширину полосы и дальность распределения. Кроме того, благодаря продуманным электронным системам, некоторые функции в машине просто не включаются, если не выполняются все требования по безопасности: не отключен двигатель, не закрыты заглушки. В мировой практике применяют еще более инновационные технологии. Например, в Северных странах измеряется зимний коэффициент сцепления дорог. У нас он пока не нормируется, существуют требования только к летнему коэффициенту сцепления», — объясняет Юлия Антонова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для повышения уровня зимнего содержания городским службам предстоит не только обратиться к передовым технологиям, но и перейти на более безопасные, современные реагенты. Как отмечает эксперт, многие регионы России до сих пор закупают малоэффективные однокомпонентные материалы — техническую соль и пескосоляную смесь, — которые, в отличие от современных ПГМ, вредят экологии и человеку.

Решить эту проблему дорожные службы смогут, внедрив в работу цифровые технологии и ИИ, считает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.В скором времени это позволит повысить качество содержания дорог, оптимизировать расходы противогололедных материалов, эффективнее использовать технику и решить проблему кадрового голода.