«Товар без человека»: главные тренды складской робототехники 2025 года
Международный путь и гибридные склады
Направление электронной коммерции постоянно растет. По прогнозу аналитиков Data Insight, к концу 2024 года объем продаж на рынке e-commerce в России вырос на 36%, по сравнению с предыдущим, и достиг 10,7 трлн руб. Это связано с ростом потребительского спроса, изменениями ожиданий покупателей по скорости и качеству доставки. Продавцы и интернет-магазины вынуждены адаптироваться к новым условиям рынка, и, чтобы выдержать конкуренцию, не только ускорять свои процессы, но и активно внедрять современные технологические решения.
Роботы помогают бизнесу справляться с увеличивающимися объемами заказов и повышать эффективность работы складов. Дарксторы и микро-фулфилмент-центры становятся стандартом, а автоматизация позволяет оптимизировать их работу. Помимо этого, внедрение технологических решений экономически выгодно: по подсчетам команды Яндекс Роботикс, современные роботы могут окупаться всего за несколько лет. Например, робот-инвентаризатор, способный обработать склад площадью 20 тыс. кв. м за 1,5 часа, окупается за 1,5–2,5 года. Он исключает человеческие ошибки и повышает точность операций, что особенно важно для складов с высокой оборачиваемостью.
Самый эффективный способ внедрения автоматизации — концепция goods-to-person (с англ. — «товар к человеку»). Она позволяет сотрудникам оставаться на одном месте, в то время как роботы доставляют необходимые товары к зоне сборки заказов. Этот подход значительно увеличивает производительность: опыт компании показал, что если самостоятельно человек мог собирать до 100 заказов в час, затрачивая время на перемещения между стеллажами, то в тандеме с роботом Dilectus — 350–400.
В России тоже используют автоматизированные решения: например, роботизированных сортировщиков и транспортировщиков. В сентябре 2024 года Яндекс Роботикс вместе с компанией «Лемана ПРО» первыми в России внедрили систему «умной» депалетизации. На складе ритейлера появилась роборука-депалетайзер со встроенным искусственным интеллектом (ИИ). Мы разработали программное обеспечение и научили робота самостоятельно разбирать палеты с коробками разных размеров и габаритов, а потом складывать их на конвейер.
Применение искусственного интеллекта и тандем роботов
Искусственный интеллект становится важным инструментом для анализа данных и распределения задач на складе. Роботы с ИИ могут адаптироваться к изменениям и эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с предметами в реальном времени. К примеру, с помощью ИИ робот Пикер умеет определять и перекладывать в нужную коробку различные объекты без участия человека — от шариковой ручки до мягкой игрушки. В процессе обучения нейросеть научилась самостоятельно анализировать предметы и на основе своего опыта решать, что делать с тем или иным товаром.
Использование роботов с ИИ на складах только начинает набирать популярность в России, но уже в ближайшие 1–2 года можно ожидать значительный рост их применения. Во многом это может произойти благодаря технологиям 5G и IoT (от англ. internet of things — «интернет вещей»). С их помощью роботы смогут быстро обмениваться данными и создавать целую экосистему, а значит быстрее адаптироваться к задачам и эффективнее распределять задачи. Также они смогут самообучаться и создавать базу знаний для других видов роботов.
От «товара к человеку» к «товару без человека»
Следующий этап — полный переход к концепции «товар без человека». Она предполагает полную автоматизацию сборки и транспортировки товаров без участия человека. Такой подход позволит не только ускорить обработку заказов и повысить эффективность складских процессов, но и минимизирует участие сотрудников, сократив при этом человеческие ошибки.
Многие компании уже тестируют полностью роботизированные системы в рамках концепции «товар без человека». Например, в 2017 году компания Alibaba представила склад, на котором 70% задач выполнялись роботами, а затем начала постепенно увеличивать их долю. С помощью роботов компания повысила точность собираемых данных и скорость обработки заказов.
В 2024 году команда продемонстрировала возможности совместной работы нескольких роботов и представила концепцию на практике: робот Dilectus доставлял контейнеры с товарами, в то время как Пикер собирал заказы. Так, умные машины смогли перевозить и комплектовать заказы без участия людей.
Тренды, зародившиеся в прошлом году, будут играть важную роль в 2025-м — их влияние уже заметно в международной практике. Возможно, в этом году автоматизация станет стандартом, а роботы будут восприниматься как привычный инструмент работы, наравне с конвейерами и погрузчиками. Именно доверие к технологиям и их внедрение в повседневные процессы помогут изменить индустрию: сделать ее более гибкой и эффективной.