«Даже так?!» Как братья Райт запретили всему миру... летать

Мы считаем их пионерами авиации и двигателями прогресса, так? Тем более странно осознавать, что в душе эта парочка хотела остановить прогресс, мечтая об этом задолго до рождения первого самолета.
«Даже так?!» Как братья Райт запретили всему миру... летать
John T. Daniels — US Library of Congress
17 декабря 1903 года вошло в историю как день рождения самолета — именно в этот день братья Орвилл и Уилбур Райт совершили первый полет на аппарате с мотором*.

Их достижение стало поворотной точкой в развитии авиации и открыло новую эру в истории человечества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако за этой исторической победой скрывается неоднозначная страница, которая говорит о том, что не все пионеры технологий движимы исключительно прогрессом. На первый взгляд, братья Райт — герои своего времени, новаторы и мечтатели. Но их действия после легендарного полета вызывают вопросы.

чертежи самолета братьев Райт
W. B. Robinson - US Library of Congress
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запретить по-братски

Задолго до того, как их самолет оторвался от земли, Орвилл и Уилбур Райт начали готовить стратегию, которая должна была не только защитить их изобретение, но и монополизировать развитие авиации в будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отец братьев, Бишоп Райт, был человеком с категоричным отношением к морали и разделению всех вещей на черное и белое, и сыновья унаследовали его взгляды. Они старались держать свои разработки в строжайшем секрете, избегая даже намека на сотрудничество.

Эгоизм братьев проявился, например, в их отношениях с инженером и энтузиастом авиации Октавом Шанютом. Шанют щедро делился с ними своими идеями, включая концепцию биплана с расчалками, которая и определила их успех, однако братья отказались делиться своими наработками в ответ, опасаясь, что он может их опубликовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это стало только началом их закрытой и агрессивной стратегии. После исторического полета братья сразу же предложили свой самолет оборонному департаменту США и нескольким коммерческим компаниям. Но их нежелание предоставить техническую документацию до подписания контракта вызывало недоверие — контракт они так и не получили.

В 1906 году при поддержке инвесторов они основали свою собственную компанию и начали активно патентовать ключевые элементы конструкции самолета, включая систему управления. Эта патентная гонка привела к череде судебных разбирательств. Братья Райт инициировали 9 патентных исков, направленных против других авиационных инженеров, включая Глена Куртиса, одного из ведущих американских пионеров авиации. Они выиграли эти процессы и еще 3 иска, поданных в ответ, фактически парализовав развитие авиационной промышленности в США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
орвилл райт и его самолет
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У них получилось. Ненадолго...

Итогом этих действий стало то, что американская авиация начала значительно отставать от европейской. Когда разразилась Первая мировая война, американские пилоты были вынуждены использовать европейские самолеты, так как они значительно превосходили американские аналоги. Это стало серьезным ударом по национальной гордости и продемонстрировало необходимость пересмотра патентной политики. В итоге правительство США вмешалось, обязав раскрыть большинство авиационных патентов для общественного использования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иронично, не правда ли. Братья Райт, несмотря на их выдающийся вклад в развитие авиации, стали примером того, как стремление к монополии и личной выгоде может тормозить научный и технический прогресс. История их патентной войны служит уроком о том, что настоящие инновации требуют открытого сотрудничества и обмена знаниями.

* Можно возразить, что самолет Можайского взлетел раньше. Однако именно с момента полета братьев Райт история полетов перестала прерываться.

По вашему впечатлению, кто написал этот текст?
Живой автор
Нейросеть