Недоизученный металл: преимущества палладия в очистке воды и энергетике будущего

​​​​​​​Если говорят о водородной энергетике — вспоминают платину, о катализаторах для электролиза воды — иридий и родий. Почему не используется похожий на них палладий? Все просто — этот металл ученые изучили меньше. Мы поговорили со специалистом «Норникеля» о связи палладия с очисткой воды и новых областях его применения.
Недоизученный металл: преимущества палладия в очистке воды и энергетике будущего
Фото: «Норникель»

Металлы платиновой группы — шесть металлов со схожими химическими и физическими свойствами. Они обладают высокой химической и коррозионной стойкостью, поэтому детали с таким «благородным» покрытием хорошо выдерживают работу в агрессивных средах. Высокие каталитические свойства обеспечили им «трудоустройство» и в тех сферах, где необходимо в десятки и сотни тысяч раз ускорять химические реакции. Например, в дожигании выхлопных газов, при производстве химических соединений вроде серной и азотной кислоты, и для очистки воды.

Палладий, поваренная соль и никаких складов опасных реагентов

Технология электрохимического обеззараживания воды устроена довольно просто. В воду добавляется обычная поваренная соль — хлорид натрия, — и опускаются электроды. Под действием тока происходит цепочка реакций и на одном из электродов — аноде, — из воды и соли образуется гипохлорит натрия.

Гипохлорит натрия хорошо обеззараживает воду, но при этом он значительно менее токсичен, чем чистый хлор. При этом поваренная соль не требует особых условий хранения и утилизации, в отличие от баллонов с хлором или пакетов с хлорной известью К тому же, будучи менее сильным окислителем, гипохлорит натрия не провоцирует активное образование других хлорорганических соединений в воде. Кстати, у воды, очищенной электрохимическим способом, нет явно выраженного привкуса.

«Преимущество такого подхода в том, что обеззараживающий агент не нужно доставлять извне, он генерируется на месте»
Сергей Салтыков
Сергей Салтыков Руководитель по направлению разработки Центра палладиевых технологий

В чем подвох электрохимического обеззараживания? Электролиз чрезвычайно энергозатратен. Чтобы процесс был эффективным, реакция на аноде должна давать большое количество гипохлорита натрия при минимальных затратах электроэнергии. Эту реакцию запускают, усиливают и ускоряют катализаторы.

Катализаторы — вещества, которые способны в десятки и сотни тысяч раз ускорять химические реакции. При этом сами они не участвуют в этих реакциях напрямую, поэтому не расходуются. Сложность в том, что для каждого процесса их приходится подбирать экспериментальным путем. Еще в 1980-х годах для электрохимического обеззараживания воды начали использовать катализаторы из металлов платиновой группы. Они успешно выдерживали воздействие хлорсодержащих соединений и показывали высокую устойчивость к коррозии, хотя, конечно, их все равно нужно менять каждые несколько лет.

Каталитическое покрытие титановых анодов для электрохимического обеззараживания воды обычно делают из рутения, иридия и платины. А там, где один металл платиновой группы показывает хорошие результаты, может пригодиться и его «брат».

Почему стоит использовать палладий?

Фото: «Норникель»

«Когда мы начали заниматься палладием, то увидели, что научных публикаций по исследованию палладия в составе разных материалов существенно меньше, чем у других металлов платиновой группы. Можно сказать, что этот металл недоизученный. Так и появился фундаментальный интерес к изучению потенциала его использования в разных продуктах», — рассказал Сергей Салтыков, руководитель по направлению разработки Центра палладиевых технологий.

Сегодня около 80% добываемого в мире палладия забирает автомобильная промышленность. Там каталитические свойства этого металла используются в дожигателях выхлопных газов в автомобилях с бензиновым двигателем. Так что именно благодаря палладию воздух в городах стал гораздо чище.

«У палладия высокий потенциал использования в тех отраслях, где уже используются другие платиноиды: платина, иридий, рутений и другие. Конечно, просто напрямую заместить их палладий не может, потому что металлы этой группы различаются по свойствам, но он точно может показать хорошие результаты в составе сплавов», — продолжил Сергей Салтыков.

Именно к таким успешным результатам привели эксперименты по созданию катализаторов на основе палладия для очистки воды.

Новые катализаторы снижают затраты энергии

На протяжении нескольких лет «Норникель» в сотрудничестве с российскими учеными ставили серию экспериментов с целью найти состав для нового катализатора, который бы показал хорошие результаты в сравнении с существующими коммерческими анодами. «Простым сплавом такой состав не назвать — пленка-катализатор из сплава имеет гораздо более сложную структуру. На металлическую основу анода ее наносили из химических растворов.

В 2023 году специалисты создали первый успешный лабораторный прототип анода с каталитическим покрытием, включающим палладий», — говорит руководитель проекта по разработке анодов для обеззараживания воды Дмитрий Королев. В 2024 году такие аноды успешно прошли тестирование в промышленных системах водоподготовки. По словам Сергея Салтыкова, продукт почти готов к выходу на рынок.

«Анод с новым катализатором на базе палладия показал высокий выход гипохлорита натрия на единицу электроэнергии, при этом он более оптимален по количеству драгоценных металлов на единицу поверхности (а значит, дешевле!). И что самое важное — он сокращает потребление электроэнергии в процессе электролиза на 10-15%», — говорит руководитель проекта Дмитрий Королев.

Выход на наноуровень и другие сферы применения катализаторов с палладием

«Когда мы выходим на наноуровень, то возникает так называемый размерный эффект, приводящий к изменению свойств наноматериала и появление новых, и палладий – не исключение. Причем предсказать эти свойства теоретически, даже используя всю мощь искусственного интеллекта пока не представляется возможным. Пока что все решается только экспериментальным путем. Поэтому помимо интереса к свойствам палладия в составах материалов, у нас есть интерес к изучению свойств сплавов с этим металлом на наноуровне — палладий может привносить новые свойства, о которых мы пока не знаем», — объяснил Сергей Салтыков, руководитель по направлению разработки Центра палладиевых технологий.

Это открывает широкие перспективы использования палладия в разных сферах.

Фото: «Норникель»

«Новые свойства проявляются при переходе одного из размеров образца материала в интервал до десяти нанометров. Это важно в водородной энергетике, где катализаторы — наноразмерные частицы из сплавов с палладием и другими металлами. В составе водородо-воздушной топливной ячейки, работающей на газообразном водороде, такие катализаторы вырабатывают электроэнергию за счет окисления водорода. Размер частиц позволяет управлять эффективностью протекания реакции», — объяснил эксперт.

«Помимо топливных ячеек, нами разработаны палладийсодержащие катализаторы для производства чистого водорода — в электролизерах на основе протонно-обменных мембран (PEM-электролизеры)»

Другие перспективные сферы использования каталитических свойств палладия, над которыми специалисты Центра палладиевых технологий работают совместно с научным сообществом, — катализаторы для автотермического реформинга природного газа и паровой конверсии, синтеза гликолевой кислоты, которая широко используется в косметике, в электроэкстракции никеля и в очистке сточных вод промышленных предприятий. Разработки в этих областях тоже уже проходят испытания.

Норникель, как крупнейшая международная горно-металлургическая группа, постоянно занимается научными разработками, которые в перспективе могут обеспечить технологическое преимущество над конкурентами. Компания запустила масштабную программу по разработке новых материалов на базе палладия для энергоперехода и высоких технологий. Реализацией программы занимается Центр Палладиевых Технологий «Норникеля».

В рамках Центра «Норникель» меняет парадигму бизнеса традиционных горнометаллургических компаний как поставщиков сырья и занимаемся разработкой, проведением испытаний у конечных потребителей и в конечном итоге выводом на рынок новых материалов, которые позволяют существенно сократить стоимость и ускорить масштабирование зеленых технологий. Специалисты Центра активно формируют пул экспертов для проведения совместных исследований с российскими и зарубежными институтами и лабораториями, а также для взаимодействия с потенциальными заказчиками из Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день в портфеле Центра более 20 новых разработок с применением металла, которые находятся на разных стадиях готовности. В планах Центра вывести на рынок более 100 новых материалов к 2030 году и основная часть портфеля – новые отрасли энергоперехода: водородная, солнечная энергетика, биотопливо и прочие.