Что если бы «Титаник» не утонул – Каким был бы его новогодний рейс
Первое и главное: да, рождественский рейс отличался от всех прочих. Многие путешественники тех времен вспоминают, как украшали корабли, чем кормили пассажиров и какие развлечения были на борту.
В том числе, есть воспоминания людей, плававших на «Олимпике» – старшем брате-близнеце «Титаника». Так что картину Рождества на знаменитом пароходе можно представить в довольно точных деталях.
Чем украшали пароходы
В 19 веке принц Альберт ввел традицию ставить в доме елку и украшать ее. К началу 20 века елочная мода уже распространилась на все слои общества.
Так что для «Титаника» его владелец, компания White Star Line, точно прикупила бы несколько деревьев. Большая ель красовалась бы в ресторане 1 класса рядом с парадной лестницей. Елки поменьше поставили бы в столовой второго и салоне третьего классов.
Но это не все. В Британии начала 20 века было принято увивать колонны, перила и полки каминов гирляндами цветов остролиста, тиса и омелы.
В 1921 году репортер Чарльз Уэлтон описывал, как выглядела «Аквитания», пароход-современник и конкурент «Титаника»: «С наступлением рассвета салон расцветает яркими остролистами и зелеными фестонами. Остается только удивляться, откуда взялись эти украшения... Внизу пассажиры третьего класса заранее предупреждены о том, что это будет большой день, с пиршеством, весельем и подарками для детей».
Праздничное меню: вы точно к этому не привыкли
White Star Line славилась тем, что старалась кормить пассажиров вкусно, даже во втором и третьем классах. Сохранилось рождественное меню 1900 года судна «Африк»: на ужин предлагались суп из бычьих хвостов, жареного гуся с яблочным соусом, пирог с кроликом, холодное мясо и сливовый пудинг.
Похожий набор блюд подавали во втором классе «Олимпика». А пассажиры первого класса в дополнение просыпались с завтраком из печеных яблок, свежих фруктов, мясных и яичных блюд, булочек, консервов и овсяной крупы.
Некто Джордж Чарльз Бристоль сохранил в память о поездке рождественное меню первого класса «Олимпика» 1921 года. Вот оно целиком:
- традиционный суп из бычьих хвостов,
- говяжье филе с поркширским пудингом,
- жареный гусь в яблочном соусе,
- зеленая кукуруза,
- пюре из репы,
- печеный и отварной картофель,
- сливовый пудинг,
- мясные пироги,
- фрукты,
- кофе.
Ну как, текут слюнки или подкатывает тошнота?
Лети, перышко, лети
Развлечения начала 20 века отличались от того, как развлекаемся мы на Новый год, хотя и что-то общее вы найдете.
Например, разукрашенные бумажные пакеты, наполненные мелкими игрушками или сладостями – новогодние сладкие подарки – вполне могли выставить на обеденных столах «Титаника», чтобы обедающие разобрали их.
Корабельный оркестр исполнял бы рождественские песни, побуждая более смелых пассажиров потанцевать и спеть.
В салоне дамы сочиняли бы рождественские поздравления друзьям и близким, а дети играли в «Лети, перышко, лети!» – рождественскую игру, в которой перо подбрасывают в воздух и игроки дуют снизу на него, чтобы не дать ему упасть на землю. В моей семье есть похожая игра, но мы жонглируем воздушными шариками. А вы так делаете?
Капитан Смит в роли Санта-Клауса?
А вот это вряд ли.
Хотя Эдвард Джон Смит, капитан «Титаника», действительно имел обязанность обедать вместе с пассажирами первого класса, в Британии нет традиции, чтобы Санта-Клаус выступал в роли массовика-затейника.
А кроме того, знаменитый образ Санты в красном облачении появился лишь в 1931 году – его придумал художник Хаддон Сундблом для рекламы Coca-Cola. До того рождественского святого чаще рисовали в зеленом облачении. «Олимпик» же дожил лишь до 1935 года, после чего был отправлен на слом – скорее всего, и «Титаник» ждала бы такая же судьба.
«Я не припомню ни одного Рождества, проведенного в море, которое несло бы в себе хоть толику опустошенности, – вспоминал репортер Уэлтон. – В моей памяти остались светлые дни, когда довольство и милосердие входили в круг удовольствий, в которые мне посчастливилось внести и свою скромную долю... можно осмелиться сказать, что Рождество, проведенное на плаву под великим звездным пологом небес, ни с чем не сравнимо».