«Да ладно!» Почему через Амазонку нет ни одного моста
Любая крупная река сильно затрудняет путешествия по суше. Даже через самые большие реки строят множество мостов – ширина водного пространства давно перестала быть преградой для инженеров. Даже через великие азиатские реки, находящиеся в глубине русской тайги, их переброшено немало: более 20 через Обь и впадающий в нее Иртыш, и 2 моста через Амур.
Этот факт даже отмечен на странице «Википедии», посвященной южноамериканской реке. Единственный крупный мост в системе ее притоков расположен в городе Манаус, пересекая устье реки Рио-Негро, а не саму Амазонку.
Причина №1: на Амазонке мало больших городов
Как объяснить отсутствие мостов? Главная причина в том, что пойма этой реки представляет собой сплошные дождевые леса, в которых практически нет крупных поселений, предположили авторы «Википедии».
Многие специалисты с ними согласны. «Мосты через Амазонку не являются достаточно насущной необходимостью», – сказал в 2022 году в интервью для Live Science Вальтер Кауфманн, заведующий кафедрой строительной инженерии Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.
Причина №2: враждебная природа
Против первой причины можно возразить, что крупные города на Амазонке все же есть – Манаус, столица штата Амазонас, имеет население более 2 миллионов человек. А ближе к побережью Атлантического океана есть Макапá, столица другого штата и важный морской порт.
Однако строительство мостов сдерживает природа. Влажный климат дождевых лесов почти так же разрушающе действует на искусственные сооружения, как условия тундры.
Есть хороший пример. В 1970-е, когда в Бразилии правил военный диктатор, по его приказу было построено шоссе BR-319, соединяющее Манаус и Порто-Велью. Уже в 1988 году его забросили – так трудно оказалось поддерживать его работоспособность.
Причина №3: строителей не пускают в амазонские леса
Есть много людей, кто считает, что строительство мостов и дорог через Амазонку принесет больше вреда, чем пользы.
К ним относятся археологи. В пойме Амазонки насчитывается около 10 тысяч мест, где сохранились следы цивилизаций доколумбовой эпохи. Сколько из них будут разрушены строителями, буде начнется разработка этих земель?
Еще больше опасений вызывает сохранность самих лесов, ведь именно здешние деревья поглощают из атмосферы львиную долю углекислого газа. У властей Бразилии не получается держать под контролем нелегальных заготовителей древесины и браконьеров: сейчас их больше сдерживает отсутствие нормальных дорог, чем лесоохранные службы.
«Дороги – это артерии разрушения. Дороги открывают путь для добычи древесины, от главной магистрали вглубь, куда могут добраться грузовики и тяжелая техника», – сказал 2 года назад бразильскому изданию Mongabay Карлос Соуза-младший, научный сотрудник Imazon и исследователь проблем Амазонки.
Пока эти проблемы не будут решены, мосты вряд ли построят. А пока желающие перебраться с одного берега на другой вынуждены пользоваться паромом или лететь по воздуху.
Через Лену тоже пока нет мостов
В этом смысле сибирская река, занимающая 11 место в мире по длине, столь же уникальна, как Амазонка.
Однако это скоро изменится: в октябре 2024 года началось строительство Ленского моста. Он соединит Якутск с «большой землей» круглогодичным сообщением по суше. А как вы считаете, станет ли он благом для нашей страны?