Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности

Быть пилотом воздушного судна – не значит все время полета любоваться красивыми видами. Этот человек несет большую ответственность за все происходящее на борту. И одна из главных задач командира летательного аппарата – сделать любой, даже самый короткий перелет, максимально безопасным. В этом деле, конечно, невозможно без прорывных технологий. В частности, применения IT и искусственного интеллекта.
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
Freepik

В качестве основного помощника пилота в ближайшем будущем рассматривают AR-шлем. Что это такое и как работает – редакции Techinsider.ru рассказал инженер Центра разработки бортового радиоэлектронного оборудования для авиации «Авионика» МАИ Глеб Боярский. 

Дополненная реальность = польза

В эпоху стремительно развивающегося технического прогресса дополненная реальность, или Augmented reality – АR, активно проникает в различные сферы человеческого пребывания. Это уникальная технология, с помощью которой цифровые элементы накладываются на реальную среду, и у человека возникает совершенно иное, максимально полное восприятие окружающего пространства. Не обошла стороной AR и авиационную индустрию. Уже сегодня визуализированные данные широко используются при подготовке пилотов к полетам, включая проецирование самых разнообразных нештатных ситуаций на борту.

Но когда же пилоты опробуют AR на деле, в небе?
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отмечает эксперт, применение летчиками шлемов дополненной реальности уже не за горами. Это позволит им, сидя за штурвалами, наблюдать не только ту картинку, которую дает ширина лобового стекла, и делать выводы о состоянии самолета исходя из значений на приборных панелях, но буквально следить за всем, что происходит вокруг лайнера: технология дополненной реальности «достроит» среду, в которой он находится, так, что командир воздушного судна сможет смотреть на 360 градусов. Кроме того, у шлема с AR есть еще один существенный плюс: он всегда будет показывать пилоту идеальную картинку пространства за бортом – даже в условиях реальной нулевой видимости, поскольку в памяти устройства будут храниться самые мельчайшие подробности траектории полета. Это в разы снизит риски аварийных ситуаций, в частности, при взлете и посадке, проводящихся в подавляющем большинстве случаев под ручным управлением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает?

Работа по созданию AR-шлемов для пилотов сегодня ведется довольно активно как в России, так и за рубежом. А непосредственно в Центре «Авионика» инженеры занимаются созданием прототипов систем отображения информации на имитаторе нашлемной системы целеуказания и индикации (НСЦИ) и систем управления бортовым комплексом на основе регистрации отображения взгляда пилота.

«Цель проекта – создание технологий, которые могут быть применены к летательным аппаратам и смогут повысить их функциональные качества»
Глеб Боярский инженер Центра разработки бортового радиоэлектронного оборудования для авиации «Авионика» МАИ

Именно с помощью нашлемной системы целеуказания и индикации летчик может смотреть сквозь самолет в любую сторону, как уже было указано выше. Проекционная AR на прозрачном экране избавляет пилота от напряженного слежения за приборной доской и сокращает время на принятие решения в ходе полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Важно понимать, что мы разрабатываем не новую НСЦИ, мы создаем инструмент прототипирования и отработки индикации этой системы», –подчеркнул специалист.

Инструмент тестируют на базе стенда сверхзвукового пассажирского самолета. Концепт его кабины подразумевает работу только одного члена экипажа, а также отсутствие переднего остекления и использование технического зрения.

«Благодаря тому, что весь инструментарий доступен для кастомизации, появляется возможность итерационно сформировать и обосновать технические требования к будущим НСЦИ, системам бортового оборудования, эргономике и логике работы экипажа. Так мы отрабатываем концепцию "прозрачного фюзеляжа", когда виртуальные камеры в составе модели формируют изображение окружающего самолет пространства и выводят изображение на очки (AR-шлем). Такой метод позволяет пилоту видеть пространство даже под самолетом», – уточнил Глеб Боярский.

Повсеместное применение удобных систем может начаться уже в ближайшие годы.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России