Мониторинг зданий и поиск дефектов: эксперт рассказал о возможностях беспилотников в строительстве

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в промышленности стремительно набирает популярность. Современные технологии позволяют дронам не просто производить наблюдение за объектами, но и давать оценку качеству, то есть выявлять повреждения.
Мониторинг зданий и поиск дефектов: эксперт рассказал о возможностях беспилотников в строительстве 
Freepik

Какие задачи в строительной отрасли уже могут выполнять дроны и с какими трудностями они сталкиваются, — рассказал Максим Калягин, главный конструктор центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ. 

Не только аэросъемка: как еще применяются дроны в строительной отрасли

За последние несколько лет применение дронов в строительной отрасли сильно прогрессировало. На первом этапе беспилотные технологии в строительстве использовались только для аэрофотосъемки и составления карт местности. Позже они стали востребованы для контроля качества строительства, инспекции высотных конструкций и анализа состояния инженерных объектов. Постепенно эти технологии совершенствовались: БПЛА начали оснащаться специализированными датчиками, камерами высокого разрешения и лазерными сканерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это позволило беспилотникам научиться решать целый комплекс задач в строительной сфере. Среди них – мониторинг состояния конструкций (выявление трещин, коррозии и других дефектов), оценка прогресса строительства (создание 3D-моделей объектов и сравнение с проектными данными), контроль за труднодоступными зонами (инспекция высотных сооружений, трубопроводов и металлоконструкций) и снижение рисков для людей (минимизация необходимости отправки сотрудников в опасные зоны). Так, применение дронов помогло не только повысить безопасность, но и снизить стоимость работ за счет замены человеческих ресурсов.

Наибольшее распространение дроны получили в области энергетики: осмотре котлов, турбинных цехов и других элементов тепловых электростанций. Также они пользуются популярностью в высотном строительстве, где осуществляют контроль за состоянием фасадов и кровли, мониторинге состояния металлоконструкций (выявление износа, повреждений) и инфраструктурных объектов: мостов, стадионов, складских помещений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
беспилотные технологии в строительной сфере
Freepik

Пример эффективности: БПЛА ищут дефекты внутри котлов

Одну из последних разработок в области представили в Московском авиационном институте (МАИ). Там изготовили два беспилотника, которые будут осуществлять мониторинг объектов строительства. Аппараты оснащены отечественным программным обеспечением, позволившим в автоматическом режиме осуществлять поиск дефектов строительных конструкций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рамках форума «РОСТИМ» конструктор Максим Калягин рассказал о проекте по мониторингу котлов на тепловых электростанциях компании «Интер РАО». По словам эксперта, заказчик поставил задачу автоматизировать поиск дефектов внутри котлов в период останова, заменив трудоемкий ручной осмотр автоматическим. Система должна была обнаруживать шесть типов повреждений с применением нейронных сетей и осуществлять автономную навигацию без участия оператора.

Для решения задачи был разработан беспилотник с лазерными дальномерами и камерой, который выполнял автономный полет внутри котлов. Однако во время мониторинга на ТЭЦ без трудностей не обошлось.

«Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, — это автоматическое распознавание дефектов. Заказчик хотел, чтобы все осуществлялось при помощи нейронных сетей. Но обучение нейросетей и подготовка данных для обучения — это большая проблема. Никаких датасетов заказчик не выдал: приходилось ездить по электростанциям, смотреть книги дефектов, а они все в бумажном виде. В лучшем случае это были цифровые фотографии с размытым фокусом. Такие данные использовать не представлялось возможным», — объяснил Максим Калягин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам инженера, чтобы обучить нейронные сети, разработчики использовали синтетические датасеты. После чего проверили результаты работы нейронной сети на стенде, получив хорошие результаты. Однако, несмотря на успехи в лабораторных условиях, применение в реальной среде выявило недостатки: освещение, температура и сложные формы котлов снижали точность распознавания.

«Мы предложили заказчику контур с нейронной сетью с автоматическим распознаванием дефектов заменить просто визуальным осмотром, накоплением данных и созданием базы данных дефектов для последующего обучения систем. Сейчас компания пошла по этому пути», —рассказал эксперт.

В ходе полетов дроны проводили лазерное сканирование и съемку в каждой точке, после чего уже на земле проходило распознавание дефектов. Полученные данные использовались в том числе для построения маршрутов автономного полета. Для удобства их трансформировали в воксельные модели, которые занимают меньше объема памяти и представляют трехмерные кубы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«То есть вместо точки мы получаем кубик, и размер стороны этого кубика может быть любым. Мы можем быстро менять разрешение модели, и сама она получается очень легковесная. Ее можно использовать на борту летательного аппарата», — добавил Максим Калягин.

По словам конструктора, функционал беспилотников был также реализован совместно с компанией «Ростройконтроль». Чтобы осматривать высотные постройки на предмет дефектов, был разработан БПЛА с нейропроцессором, способным автоматически выявлять повреждения фасадов, в том числе трещины и разрушения. В ходе мониторинга сооружений дроны записывали видео, привязывали его к координатам, а затем на основе полученных данных разрабатывались 3D-модели. 

дроны для строительных работ и мониторинга
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие перспективы?

Будущее применение беспилотников в строительстве и эксплуатации зданий может быть связано с внедрением искусственного интеллекта, машинного обучения и роботизированных систем. Эксперты ожидают, что технологии станут доступнее из-за снижения стоимости оборудования, а алгоритмы анализа данных позволят точнее выявлять дефекты.

Спрос на дроны в энергетике, промышленности и городской инфраструктуре вырастет, а беспилотники станут полностью автономными, повышая эффективность процессов, а также снижая риски и затраты на них. В России же внедрение БПЛА поддерживают не только инвестиции частных компаний, но и финансирование государства. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие годы дроны будут полностью включены в процессы строительства и мониторинга зданий.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России.