Уильям Стаут – второй герой нашей истории, знаменитый в Америке автомобильный и авиационный дизайнер.
Как Генри Форд свершил революцию в авиации. Да, вы прочитали верно – в авиации

Конвейер, быть может, самое знаменитое, но не самое изящное изобретение Генри Форда. Знаете ли вы, например, что он же придумал первый фермерский трактор – настолько удобный и успешный, что даже Советский Союз наладил его производство?
Еще одно его гениальное новшество – поточная система найма и обучения рабочих кадров.
Форда привел в авиацию чудак-дизайнер
Стаут был неудержимым инноватором. Еще в 1918 году он работал над самолетом типа «летающее крыло», а в 1920-х одним из первых разглядел потенциал алюминия и решил создать поточное производство цельнометаллических самолетов.
У него была идея, но не было финансов на реализацию. Тогда он сделал лестное предложение богатейшим детройтским капиталистам: каждому из них предлагалось вложить тысячу долларов, немалые деньги по меркам тех лет, в его будущей авиазавод.
Генри Форд откликнулся одним из первых. Более того, сделал встречное предложение: он внесет куда более весомый вклад. Стаут отказался, опасаясь потерять контроль над своим детищем.
Как мягко отнять проект у изобретателя
Но Форда, загоревшегося авиацией, уже было не остановить. Удивитесь его словам, высказанным около 100 лет назад: «Авиация достигнет зрелости, когда самолеты станут коммерческими. Я могу предвидеть дни, когда они будут строиться тысячами. Самолеты будут более эффективны, чем автомобили, в устранении недопонимания между людьми, потому что они сократят расстояния. Они смогут работать на благо мира, потому что ... передадут власть в руки (простых) людей, отняв ее у поджигателей войн». Вот так, ни много ни мало.
И он начал оказывать Стауту благодеяния. Построил в Детройте настоящий аэропорт, один из первых на земном шаре, чтобы будущим самолетам было где базироваться. Рядом с ним купил участок земли и подарил Стауту для его Stout Metal Airplane Company.
Как создавался Ford Trimotor
Первым детищем стал одномоторный алюминиевый 2-AT, взлетевший в 1925 году. В том же году Форд основал грузовую авиакомпанию Ford Air Transport Service и выкупил завод Стаута: Stout Metal Airplane Company превратилась в Stout Metal Airplane Division, одно из подразделений Ford Motor.
Вторым самолетом стал трехмоторный 3-AT. Однако сразу стало понятно, что самолету не хватает мощности: он тащился по воздуху на скорости менее 100 км/ч. Но концепция была выбрана верно, и на его базе разработали Ford Trimotor с тремя 200-сильными двигателями компании братьев Райт и гофрированной обшивкой.


«Жестяной гусь»
В Trimotor были заложены те же принципы, что и в автомобиль Ford Model T, сделавший Форда богатым, и в трактор Fordson – надежность, простота, дешевизна. Он был еще и безопасным, сохраняя способность летать при поломке одного мотора. Его в шутку прозвали «жестяным гусем» по аналогии с «жестянкой Лиззи», как американцы называли Ford Model T.

«Гуся» бросились закупать все американские авиакомпании, в том числе Transcontinental Air Transport, создавшая первый регулярный сервис авиапочты при участии знаменитого авиатора Чарльза Линдберга. Только за 1929 год авиазавод Форда выпустил 86 экземпляров. «Траймотор» участвовал даже в экспедиции Ричарда Берда на Южный полюс и возил Франклина Рузвельта во время президентской гонки 1932 года.
Не успел за прогрессом
При всей прозорливости, у Форда был странный пунктик в голове: однажды найдя работоспособную идею, он держался за нее с фанатичным упорством, даже когда становилась очевидно, что она перестала работать.
Из-за этого недостатка в 1930-е годы он уступил General Motors пальму первенства в автомобилестроении, из-за нее же потерял рынок тракторов. Из-за нее же вынужден был покинуть авиастроение.
На рубеже двадцатых-тридцатых годов авиация развивалась огромными скачками, а Ford продолжал выпускать все тот же Trimotor, не думая над его заменой. Тем временем, Douglas выпустил свой двухмоторный авиалайнер DC-3, ставший легендой авиации. Boeing ответил моделью 247.


Форд все это проспал. В результате в 1931 году он выпустил всего три самолета. А Великая депрессия добила его компанию.