Полный бак, пожалуйста: как и чем заправляют пассажирские самолеты

Для того, чтобы пассажирский лайнер преодолел даже короткий по авиационным меркам путь из Москвы в Санкт-Петербург, требуются тысячи литров топлива. А на дальнемагистральных маршрутах – уже десятки тысяч.
Полный бак, пожалуйста: как и чем заправляют пассажирские самолеты
Freepik
О том, чем именно «питаются» двигатели воздушных судов и как это происходит, рассказывает Михаил Тяглик, кандидат технических наук, доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ.

Как заправляют самолет перед рейсом

Традиционно заправка пассажирских бортов производится сразу после посадки. В качестве топлива в них применяется специальный авиационный керосин, обладающий высокой энергетической плотностью, благодаря чему возможно перемещение на дальние расстояния. Также у авиакеросина высокая температура вспышки и горения, что обеспечивает максимальную безопасность его использования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Необходимое количество топлива рассчитывается летчиком в килограммах с учетом сложности маршрута, условий полета и наличия или отсутствия запасных аэродромов на пути, – объясняет Михаил Тяглик. – После этого с учетом плотности топлива осуществляется пересчет в литры для заправщика».

Горючее заливается через отверстия на внешней стороне фюзеляжа или под крылом с помощью специальных мягких шлангов или жестких трубопроводов. Для герметичного соединения их всегда фиксируют замками. За процессом тщательно следят операторы топливных систем – если что-то пойдет не так, проблему решат в кратчайшие сроки.

«Многим известно понятие дозаправки в воздухе, но на пассажирских лайнерах сделать это невозможно. Эта операция применяется только на военных воздушных судах: истребителях и бомбардировщиках», – уточняет эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как заправляют самолеты
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У каждого типа лайнера – свое время заправки, которое зависит от величины топливных баков. На некоторых самолетах – например, Airbus 320 или Boeing 737 – их объем не превышает 50 тысяч литров. При этом бывают самолеты с общей вместимостью баков 200 тысяч литров и более, например Boeing 747. Средняя скорость заправки – тысяча литров в минуту через один шланг. Широкофюзеляжные самолеты часто заправляют через два шланга сразу. Зная начальные данные, вычислить среднее время заправки вашего самолета не составит труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит отметить, что в авиационной сфере действуют очень строгие стандарты и протоколы, поэтому вероятность попадания некачественного топлива в баки практически исключена. Перед каждой заправкой авиакеросин проходит несколько этапов проверки, включая лабораторные анализы, итоги которых всегда фиксируются в так называемых паспортах горючего, и аэродромный контроль. Последний этап предполагает проверку топлива командиром борта или пилотом вместе с оператором-заправщиком непосредственно перед взлетом. Если в авиационном керосине не оказалось никаких механических примесей, кристаллов льда и воды — значит можно отправляться в путь.