Симулятор полета, мониторинг топлива и Wi-Fi на борту: первый конкурс для авиастартапов прошел в Москве

Турбулентность случается не только в небе, но и на земле. Например, в таких непредсказуемых и сложных условиях сегодня вынуждены развиваться авиационная отрасль, каждый день подстраиваясь под новую реальность. Независимость отечественной авиации помогают обеспечить технологические стартапы: их инновационные решения улучшают качество перевозок, повышают надежность самолетов, делают топливо экологичнее, автоматизируют многочисленные процессы и позволяют наладить импортозамещение.
Симулятор полета, мониторинг топлива и Wi-Fi на борту: первый конкурс для авиастартапов прошел в Москве 
Агентство инноваций Москвы

На данный момент авиапромышленность входит в число наиболее приоритетных направлений структурной адаптации экономики России. Отсюда у игроков рынка возникает четкий запрос на передовые отечественные технологии и инновации. Отзываются на него многочисленные стартапы, предлагая свои разработки для разных областей авиационной отрасли. Высокотехнологичных компаний много, а сам процесс импортозамещения и внедрения новых решений протекает бурно — поэтому требуется структурный подход к оценке и ранжированию таких предложений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полезный инструмент для поиска перспективных стартапов появился у столицы. По инициативе Агентства инноваций Москвы (АИМ) был запущен первый в стране технологический конкурс «АвиаТех» для компаний, которые предлагают прорывные идеи для авиационной отрасли. Конкурс длился порядка 8 недель и собрал 180 заявок от разработчиков по всей России. В финал прошло 14 лучших кейсов, допущенных до реализации при поддержке крупных предприятий и компаний индустрии, а также партнеров Фонда МИК.

Конкурс проводился именно в Москве, и это неслучайно. Столица считается одним из главных авиаузлов страны с постоянно растущим пассажиропотоком. Только за восемь месяцев 2024 года суммарный пассажиропоток аэропортов московского региона вырос на 6,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 51,5 млн человек. Результаты другого исследования, проведенного агентством «АвиаСтат», свидетельствуют о том, что в 2024 году объем авиаперевозок только через московский воздушный узел составил порядка 58%.

Оператором «АвиаТеха» стало Агентство инноваций Москвы (АИМ) — структура Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, нацеленная на формирование благоприятных условий для технологического предпринимательства в столице. Стартапам предоставляется самая разнообразная поддержка: от субсидий и грантов до льготных кредитов и компенсаций расходов на образование сотрудников.

 

На счету городского института развития технологического и инновационного предпринимательства — 31 технологический конкурс, проведенный в период с 2020 по 2024 год. Так, инвестиции были привлечены в разработки и решения по различным тематическим трекам: от пищевой промышленности и до медицины. На этот раз — дело за авиацией. 

В Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы, куда структурно входит АИМ, отмечают, что конкурс свел воедино действующие компании авиационной отрасли и молодых игроков, которым есть что предложить для ее дальнейшего развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С августа 2023 года нам поступило более 20 запросов по 6 направлениям на инновации от крупнейших российских компаний авиационной отрасли, — рассказывает Кристина Кострома, руководитель Департамента. — Кроме того, по данным открытой платформы Startup Guide за последние пять лет количество стартапов и технологических компаний в авиаотрасли выросло в 2 раза — с 61 до 123 компаний».

Приоритетные направления

Конкурс был организован в партнерстве с такими гигантами отрасли, как ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии», АО «Газпромнефть-Аэро», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт «Пулково») и другими крупнейшими игроками авиационного рынка. Компании-партнеры и трекеры конкурса проводили отбор заявок участников, отмечая востребованные предложения по ряду направлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Авиастроение: создание материалов с новыми свойствами, разработка беспилотных систем.
  • Виртуальная и дополненная реальность: VR-системы для тренировок пилотов и бортпроводников, обслуживания самолетов, повышения взаимодействия с пассажирами.
  • Автономные системы и искусственный ИИ: беспилотные летательные аппараты, автономное обслуживание самолетов, автопилотирование.
  • Безопасность и киберзащита: блокчейн, ПО для обеспечения кибербезопасности.
  • Топливо: экологичное авиатопливо, повышение топливной эффективности.
  • Обслуживание летательных средств и аэродромов: роботизированные системы обслуживания.
конкурс «АвиаТех»
Агентство инноваций Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главные партнеры предоставили молодым и заряженным участникам рынка специальные возможности для знакомства с собственными наработками. Конкурсантам удалось посетить топливозаправочный комплекс «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и учебный центр подготовки «Аэрофлота». На топливозаправочным комплексе разработчики авиастартапов увидели инновации в деле: оценили систему онлайн-мониторинга движения топлива и автоматизированную лабораторию для проверки его качества, а также посмотрели на первый электрический аэродромный топливозаправщик с аккумулятором, которого хватает на восемь часов непрерывной работы. В учебном центре «Аэрофлота» можно было испытать новейшие авиационные тренажеры и симуляторы, ознакомиться с моделями кабин и салонов разных моделей самолетов. Этот центр используется для подготовки пилотов и бортпроводников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
конкурс «АвиаТех»
Агентство инноваций Москвы
конкурс «АвиаТех»
Агентство инноваций Москвы

Кейсы финалистов «АвиаТеха»

Среди 30 проектов, прошедших отборочный этап, в финале конкурса оказались 14 сильных кейсов. Признанные экспертами разработки будут поддержаны городскими властями и крупными компаниями отрасли для внедрения в работу авиаиндустрии.

Представить инновационные разработки и озвучить предложения компании-участники смогли на «Демо-дне», в рамках партнерских питч-сессий.

Компания «Газпромнефть-Аэро» высоко оценила проект промышленной программной платформы «Иксар», представленный «Инлайн Груп». Система использует технологии АR и компьютерного зрения, позволяя в автоматическом режиме планировать и контролировать процессы на производстве. Кроме того, платформа анализирует ход выполнения задач в режиме реального времени, а при возникновении каких-либо проблем или сложностей самостоятельно запускает видеоконференцию в AR-формате. Софт уже планируют протестировать на одном из производственных объединений организации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
конкурс «АвиаТех»
Агентство инноваций Москвы

«Мы с радостью поддержали инициативу АИМ по проведению конкурса "АвиаТех", так как уверены, что бизнес должен способствовать развитию технологий и созданию условий для появления новых решений. Участники продемонстрировали высокую профессиональную подготовку и актуальные идеи, имеющие реальную перспективу дальнейшего промышленного внедрения», — рассказал Владимир Егоров, генеральный директор «Газпромнефть-Аэро».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После завершения конкурса некоторые финалисты решили пойти дальше и подали заявки в систему «Одного окна» компании «Аэрофлот»: она создана специально для того, чтобы концентрировать в одном месте лучшие российские разработки, тестировать их, а затем внедрять в практику. Попасть в реестр удалось, например, заявке от «ЛЭКИС» — разработчика устройства, меняющего свойства топлива с повышением КПД. Также свое место в числе перспективных стартапов получила компания ООО «Абирой» с инструментом ABIROY, созданным для внедрения проектных решений в области управления знаниями.

Кроме того, «Аэрофлот» отметил авиасимулятор для тренировки пилотов от компании «Игровые системы», импортозамещающую систему беспроводного Wi-F в салоне стартапа «Облако» и систему анализа физиологических параметров во время тренировок пилотов от «Нейрореволюции».
демо-день, конкурс «АвиаТех»
Агентство инноваций Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее десяти полезных разработок для дальнейших испытаний на местах отобрали представители ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Один из лидеров — система лидарного мониторинга компании «РАЙГРАС». Разработка способна предсказывать скорость и траекторию движения всех объектов в аэропорту на 5-10 секунд вперед. Также были отмечены гибкий источник света от «ЛАЙТТЕК» и автономный робот от «ДРОНСХАБ» с дистанционным управлением — его можно использовать для перевозки багажа и других логистических работ в аэропорту.

«Сотрудничество с конкурсом — отличная возможность для укрепления связей между крупным бизнесом и производителями. Проект способствует развитию экономического потенциала страны. Мы проанализировали более 100 заявок и выбрали 10, которые протестируем в аэропорту для решения актуальных задач», — поделился мнением Павел Кушниренко, первый заместитель главного операционного директора компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» (оператор аэропорта Пулково).

Несмотря на то, что конкурс «АвиаТех» проводится впервые, он уже успел заложить фундамент для решения будущих стратегически важных задач авиационной индустрии. Проект АИМ позволил аккумулировать лучшие решения со всей страны, которые обеспечат отрасли стабильность и развитие.

Реклама. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы

?erid=LjN8K5idq