Симулятор полета, мониторинг топлива и Wi-Fi на борту: первый конкурс для авиастартапов прошел в Москве
На данный момент авиапромышленность входит в число наиболее приоритетных направлений структурной адаптации экономики России. Отсюда у игроков рынка возникает четкий запрос на передовые отечественные технологии и инновации. Отзываются на него многочисленные стартапы, предлагая свои разработки для разных областей авиационной отрасли. Высокотехнологичных компаний много, а сам процесс импортозамещения и внедрения новых решений протекает бурно — поэтому требуется структурный подход к оценке и ранжированию таких предложений.
Полезный инструмент для поиска перспективных стартапов появился у столицы. По инициативе Агентства инноваций Москвы (АИМ) был запущен первый в стране технологический конкурс «АвиаТех» для компаний, которые предлагают прорывные идеи для авиационной отрасли. Конкурс длился порядка 8 недель и собрал 180 заявок от разработчиков по всей России. В финал прошло 14 лучших кейсов, допущенных до реализации при поддержке крупных предприятий и компаний индустрии, а также партнеров Фонда МИК.
Конкурс проводился именно в Москве, и это неслучайно. Столица считается одним из главных авиаузлов страны с постоянно растущим пассажиропотоком. Только за восемь месяцев 2024 года суммарный пассажиропоток аэропортов московского региона вырос на 6,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 51,5 млн человек. Результаты другого исследования, проведенного агентством «АвиаСтат», свидетельствуют о том, что в 2024 году объем авиаперевозок только через московский воздушный узел составил порядка 58%.
В Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы, куда структурно входит АИМ, отмечают, что конкурс свел воедино действующие компании авиационной отрасли и молодых игроков, которым есть что предложить для ее дальнейшего развития.
«С августа 2023 года нам поступило более 20 запросов по 6 направлениям на инновации от крупнейших российских компаний авиационной отрасли, — рассказывает Кристина Кострома, руководитель Департамента. — Кроме того, по данным открытой платформы Startup Guide за последние пять лет количество стартапов и технологических компаний в авиаотрасли выросло в 2 раза — с 61 до 123 компаний».
Приоритетные направления
Конкурс был организован в партнерстве с такими гигантами отрасли, как ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии», АО «Газпромнефть-Аэро», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт «Пулково») и другими крупнейшими игроками авиационного рынка. Компании-партнеры и трекеры конкурса проводили отбор заявок участников, отмечая востребованные предложения по ряду направлений.
- Авиастроение: создание материалов с новыми свойствами, разработка беспилотных систем.
- Виртуальная и дополненная реальность: VR-системы для тренировок пилотов и бортпроводников, обслуживания самолетов, повышения взаимодействия с пассажирами.
- Автономные системы и искусственный ИИ: беспилотные летательные аппараты, автономное обслуживание самолетов, автопилотирование.
- Безопасность и киберзащита: блокчейн, ПО для обеспечения кибербезопасности.
- Топливо: экологичное авиатопливо, повышение топливной эффективности.
- Обслуживание летательных средств и аэродромов: роботизированные системы обслуживания.
Главные партнеры предоставили молодым и заряженным участникам рынка специальные возможности для знакомства с собственными наработками. Конкурсантам удалось посетить топливозаправочный комплекс «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и учебный центр подготовки «Аэрофлота». На топливозаправочным комплексе разработчики авиастартапов увидели инновации в деле: оценили систему онлайн-мониторинга движения топлива и автоматизированную лабораторию для проверки его качества, а также посмотрели на первый электрический аэродромный топливозаправщик с аккумулятором, которого хватает на восемь часов непрерывной работы. В учебном центре «Аэрофлота» можно было испытать новейшие авиационные тренажеры и симуляторы, ознакомиться с моделями кабин и салонов разных моделей самолетов. Этот центр используется для подготовки пилотов и бортпроводников.
Кейсы финалистов «АвиаТеха»
Среди 30 проектов, прошедших отборочный этап, в финале конкурса оказались 14 сильных кейсов. Признанные экспертами разработки будут поддержаны городскими властями и крупными компаниями отрасли для внедрения в работу авиаиндустрии.
Компания «Газпромнефть-Аэро» высоко оценила проект промышленной программной платформы «Иксар», представленный «Инлайн Груп». Система использует технологии АR и компьютерного зрения, позволяя в автоматическом режиме планировать и контролировать процессы на производстве. Кроме того, платформа анализирует ход выполнения задач в режиме реального времени, а при возникновении каких-либо проблем или сложностей самостоятельно запускает видеоконференцию в AR-формате. Софт уже планируют протестировать на одном из производственных объединений организации.
«Мы с радостью поддержали инициативу АИМ по проведению конкурса "АвиаТех", так как уверены, что бизнес должен способствовать развитию технологий и созданию условий для появления новых решений. Участники продемонстрировали высокую профессиональную подготовку и актуальные идеи, имеющие реальную перспективу дальнейшего промышленного внедрения», — рассказал Владимир Егоров, генеральный директор «Газпромнефть-Аэро».
После завершения конкурса некоторые финалисты решили пойти дальше и подали заявки в систему «Одного окна» компании «Аэрофлот»: она создана специально для того, чтобы концентрировать в одном месте лучшие российские разработки, тестировать их, а затем внедрять в практику. Попасть в реестр удалось, например, заявке от «ЛЭКИС» — разработчика устройства, меняющего свойства топлива с повышением КПД. Также свое место в числе перспективных стартапов получила компания ООО «Абирой» с инструментом ABIROY, созданным для внедрения проектных решений в области управления знаниями.
Не менее десяти полезных разработок для дальнейших испытаний на местах отобрали представители ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Один из лидеров — система лидарного мониторинга компании «РАЙГРАС». Разработка способна предсказывать скорость и траекторию движения всех объектов в аэропорту на 5-10 секунд вперед. Также были отмечены гибкий источник света от «ЛАЙТТЕК» и автономный робот от «ДРОНСХАБ» с дистанционным управлением — его можно использовать для перевозки багажа и других логистических работ в аэропорту.
«Сотрудничество с конкурсом — отличная возможность для укрепления связей между крупным бизнесом и производителями. Проект способствует развитию экономического потенциала страны. Мы проанализировали более 100 заявок и выбрали 10, которые протестируем в аэропорту для решения актуальных задач», — поделился мнением Павел Кушниренко, первый заместитель главного операционного директора компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» (оператор аэропорта Пулково).
Несмотря на то, что конкурс «АвиаТех» проводится впервые, он уже успел заложить фундамент для решения будущих стратегически важных задач авиационной индустрии. Проект АИМ позволил аккумулировать лучшие решения со всей страны, которые обеспечат отрасли стабильность и развитие.
Реклама. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы
?erid=LjN8K5idq