Как создаются вертолеты будущего
Само здание ничем не примечательно — это один из нескольких раскаленных неутомимым флоридским солнцем невзрачных ангаров, выстроившихся вдоль взлетно-посадочной полосы — за ней начинается обширный болотистый край Эверглейдс. Но именно здесь расположен центр Зоны 31, где компания Sikorsky Aircraft работает над самыми технологически продвинутыми проектами винтокрылых машин. Здесь, как и в более знаменитой Зоне 51, принадлежащей ВВС США и находящейся в пустыне Невада, строят и испытывают летательные аппараты. Таинственные разработки прячут не только от иностранцев, но и от местных авиастроителей-конкурентов. Ставка высока — миллионы, а может быть, и миллиарды долларов. Именно поэтому компания Sikorsky очень неохотно пускает на объект журналистов и соглашается лишь на такие пресс-туры, которые обставлены множеством ограничений — как на передвижения по территории, так и на фото/видеосъемку.
Взгляд в будущее
Внутри ангар залит ярким светом от висящих под потолком блоков промышленных флюоресцентных ламп. В этом сиянии можно хорошо разглядеть фюзеляж цвета черной патоки, на хвосте которого закреплены две аэродинамические плоскости — вертикальные стабилизаторы со встроенными рулями поворота. Даже беглого взгляда хватает, чтобы понять, что перед нами что-то совершенно новое. Это S-97 Raider, машина, которая впервые поднимется в воздух в 2015 году и станет на тот момент первой готовой к производству моделью аппарата нового типа — комбинированного вертолета (винтокрыла) с несущим винтом, выполненным по соосной схеме. У S-97 два главных ротора, расположенных по одной оси и вращающихся в противоположных направлениях. На корме установлен толкающий винт. Такая конструкция позволит развивать до 460 км/ч, что на 100 км/ч больше скорости, доступной существующим вертолетам. Радиус действия при этом увеличится вдвое. S-97 принадлежит к нарождающемуся новейшему поколению летательных аппаратов, которым суждено радикально изменить облик авиации с вертикальным взлетом.
В 2011 году американская армия начала финансирование программы Joint MultiRole Rotorcraft Technology Demonstrator (JMR-TD), которая стала первым шагом по пути к полной замене наличного парка военных вертолетов. Первыми в отставку уйдут UH-60 Black Hawk — самое раннее к 2030 году их заменит аппарат под условным названием Future Vertical Lift Medium (FVL, перспективный транспорт с вертикальным взлетом среднего класса).
Для FLV открывается огромная ниша. Сегодня Black Hawk обеспечивает основную потребность в вертолетах для армии, ВМС, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США. Машина была принята на вооружение в 1979 году, и с тех пор выпущено около 2300 «черных ястребов», которые активно использовались в США и других странах мира. Вертолет в разных модификациях зарекомендовал себя с лучшей стороны, но его скорость ограничена 294 км/ч.
Кроме FLV Medium, Пентагон планирует принять на вооружение три других класса винтокрылых машин, спроектированных в рамках той же программы. FVL Light (легкий) придет на смену разведывательному вертолету Kiowa, FVL Heavy (тяжелый) займет место могучего двухроторного Chinook, и, наконец, FVL Ultra станет первым представителем нового типа летательных аппаратов — они будут сочетать грузоподъемность транспортных самолетов типа С-130 со способностью к вертикальным взлету и посадке. Если все планы американского оборонного ведомства будут выполнены, каждый из ныне эксплуатирующихся вертолетов найдет себе замену.
Погоня за неуязвимостью
Проблема еще и в том, что перемены на современном поле боя делают традиционные вертолеты все более уязвимыми. Из-за того что дальность тактических ракет растет, под угрозой оказываются вертолетные площадки подскока, расположенные на сухопутных базах и кораблях вблизи зоны боевых действий. Поэтому самолет, летающий быстрее и имеющий больший радиус действия, подвергается меньшему риску. Но если винтокрылые машины нарастят скорость и дальность, то вполне смогут конкурировать со штурмовиками.
На сегодня самым технологически продвинутым аппаратом с вертикальным взлетом можно считать V-22 Osprey. Эта машина способна разворачивать свои турбовинтовые двигатели на 90 градусов и взлетать вертикально, как вертолет, а потом продолжать полет по-самолетному. Однако сейчас армии нужен не тяжеловоз типа V-22, а аппарат с вертикальным взлетом меньшего размера. Прототип в рамках программы JMR-TD сможет перевозить 11 человек, по сравнению с 24, которых вмещает Osprey.
Есть еще самолеты с вертикальным взлетом, например AV-8B Harrier и F-35B Lightning II, в которых используется поворотное сопло для перенаправления вниз реактивной струи. Но для армейских операций такие машины малопригодны, так как жгут слишком много топлива и недостаточно маневренны, чтобы действовать вблизи земной поверхности. Задача, поставленная в рамках программы JMR-TD, заключается в том, чтобы создать летательный аппарат, который функционально не уступит вертолету Black Hawk, но сможет летать на максимальную дальность 3380? км. Представители вертолетостроительных компаний заверяют, что это возможно, и, чтобы проверить их утверждения, Пентагон и запустил программу JMR-TD. «Это инвестиции, которые мы делаем ради того, — объясняет директор программы со стороны военного ведомства Дэн Бейли, — чтобы создать представление обо всех доступных на сегодняшний день технологиях. Нам необходим качественный скачок в возможностях вертолетной техники».
Гонка четырех
В прошлом году военные сократили до четырех количество компаний, которые получили право предложить свои конкурирующие проекты в рамках программы JMR-TD. В это число вошли два гиганта — Sikorsky (Стрэтфорд, штат Коннектикут) и Bell Helicopter (Херст, штат Техас), а также две небольшие фирмы — AVX Aircraft Company (Бенбрук, Техас) и Karem Aircraft (Лейк-Форест, Калифорния). Каждой из компаний было выдано по шесть миллионов долларов на подготовку дизайн-проекта. Этим летом из четверки отсеются два кандидата, а два других получат финансирование для изготовления прототипов в металле, с тем чтобы провести их летные испытания в 2017—2019 годах.
При этом военные заявили, что даже та компания, которая будет выбрана победителем, вовсе не обязательно станет обладателем 100-миллиардного контракта на строительство 4000 новых вертолетов. Но, с другой стороны, в распоряжении финалистов в любом случае окажутся летающие прототипы, построенные за государственный счет, и их можно будет использовать при проектировании гражданской продукции.
Всего через несколько десятилетий винтокрылые машины с футуристическим, на нынешний взгляд, дизайном станут такими же привычными в небе, как в наши дни обычные современные вертолеты.
«Это будет значительный шаг вперед, — говорит Стив Уайнер, директор по инженерным наукам в компании Sikorsky. — Нечто вроде перехода авиации с фиксированным крылом от поршневых двигателей к турбореактивным».
Польза для гражданки
Конечно, вертолеты следующего поколения будут намного более функциональными, чем нынешние, но и стоить они будут заметно дороже. Чтобы летать быстрее, нужно тратить больше топлива и потребуются более мощные двигатели, которые сами по себе добавят аппарату веса и поднимут его в цене. «Если вы хотите разогнаться на вертолете выше 280 км/ч, вам придется понести дополнительные расходы в размере 50 или даже 100%», — объясняет Ричард Абулафия, авиационный аналитик из Teal Group.
Программа создания демонстратора, финансируемая Пентагоном, дает возможность производителям отработать все тонкости новых технологий и в результате снизить цену на конечную продукцию. «Если заглянуть вперед, в будущее, — говорит Кит Флэйл из компании Bell, — то у новых разработок просматривается и коммерческое применение». «Одним из рынков может стать нефтедобыча на буровых платформах, — излагает свою точку зрения Абулафия. — Добыча уходит все дальше в море, и возможность получить новый вертолет, способный за единицу времени совершить вдвое больше рейсов, чем обычный, и привезти на платформу в два раза больше рабочих, сможет примирить энергетические компании с новым ценником».
Другим потенциальным рынком, по мнению Абулафии, могут стать VIP-перевозки. Топ-менеджеры корпораций и просто богатые люди и сейчас нередко используют вертолеты для полетов на небольшое расстояние, но с появлением винтокрылых машин нового поколения состоятельные клиенты получат возможность совершать более длительные путешествия (до 800? км), избегая при этом поездок в аэропорт и обратно.
Отдельная тема — экстренная медицинская эвакуация, когда потерянное время может стоить пострадавшему жизни. «Есть такое понятие "золотой час", — говорит Трой Гэффи из фирмы AVX. — Если за это время успеть доставить пациента в больницу, его шансы выжить оказываются гораздо выше!»
Если новая техника освоит хотя бы эти рынки, то в дальнейшем ей найдется много других применений. Сейчас летательные аппараты с вертикальным взлетом представлены в основном вертолетами, также существуют небольшие ниши для конвертопланов типа V-22 и реактивных истребителей, способных взлетать на отклоненной вниз реактивной струе. Однако будущее открывает больше перспектив винтокрылам с толкающим винтом и тем же конвертопланам. «Соотношение типов аппаратов будет меняться, — уверенно предсказывает Флэйл. — Эволюция неизбежна».