Sukhoi Superjet против Airbus 220, Ан-148 и других конкурентов: хорош или плох наш авиалайнер на их фоне
Сейчас комиссия в Турции разбирается с причинами происшествия с российским авиалайнером Sukhoi Superjet 100. Подождем ее выводов, ведь все варианты, которые сейчас высказываются в Интернете, это только версии.
В ожидании результатов редакция Techinsider собрала уже известные данные о SSJ100 с точки зрения безопасности, надежности и стоимости перевозок. И не просто так, а в сравнении с машинами других авиапроизводителей – так объективнее.
Одноклассники «Суперджета»
Sukhoi Superjet 100 относится к семейству региональных турбореактивных авиалайнеров. В зависимости от компоновки салона, в нем может быть от 87 до 108 кресел. В этом классе у него нашлось пять конкурентов с близкими характеристиками.
- Европейский Airbus A220 ранее был известен как Bombardier CSeries. Внешне он наиболее похож на российский SSJ благодаря одинаковой аэродинамической схеме.
- Бразильский Embraer E-Jet E2 также внешне похож на Superjet до того, что их можно спутать.
- Китайский COMAC ARJ21 Xiangfeng отличается тем, что его турбины находятся в хвостовой части фюзеляжа.
- Такую же компоновку имеет канадский Bombardier CRJ700 / 900 / 1000.
- Необычнее всего выглядит семейство украинских авиалайнеров Ан-148-100 и Ан-158, выполненных по схеме высокоплана. Около десяти лет назад Аны часто сравнивали с Superjet, находя у них несколько важных преимуществ.
Безопасность
Бразильский E-Jet E2 и европейский A220 в этом вопросе чемпионы – оба налетали уже немало без единого серьезного происшествия.
Канадский CRJ избежал катастроф, хотя несколько не столь крупных инцидентов вызвали его критику.
Китайский ARJ21 также пока летает без крушений, хотя и его регулярно критикуют за довольно частые отказы систем.
Репутация российского и украинского самолетов не так чиста.
За 12 лет было потеряно 6 «Суперджетов», включая вчерашнее ЧП. В них погибло 89 человек. Причины аварий разные: тут есть и человеческий фактор, и низкая надежность, и конструктивные дефекты.
Насколько нам известно, Ан-148 и его удлиненный вариант Ан-158 были выпущены в количестве 55 единиц, из которых разбились два, в этих катастрофах погибло 77 человек. Но надо учитывать, что Ан-148 эксплуатировались недолго из-за нареканий по надежности, и несколько крупных авиакомпаний от них отказались, не дожидаясь серьезных аварий.
Надежность
Именно надежность главное достоинство европейского и бразильского самолетов, с точки зрения авиакомпаний. Это позволяет свести к минимуму задержки вылетов, избежать убытков и быстро окупить самолет.
Это же является их главной претензией к обоим постсоветским машинам. Хуже обстоит дело с Ан-148. В 2010 г. авиакомпания «Россия» опубликовала данные, что поломки происходят через каждые 344 часа полетов, при том, что у самолетов Airbus этот показатель превышал 5 тысяч часов.
На частые поломки российского SSJ эксплуатанты тоже регулярно жалуются. Частые отказы двигателей, долгий ремонт и нехватка запчастей привели к тому, что большинство иностранных авиакомпаний от него отказались. Из-за долгого обслуживания авиалайнеры этого типа в воздухе проводят в среднем всего 3,6 ч в сутки, в то время как машины Embraer успевают налетать 6-10 часов, а плановый ремонт двигателя российским самолетам порой требуется уже через 1000 часов полета, хотя авиапроизводитель обещал ресурс 7500-8000 часов.
Китайский авиалайнер, судя по всему, несколько более надежен, чем наш, но сроки ремонта, которые гарантирует его создатель COMAC, у авиаперевозчиков тоже вызывают недовольство.
Стоимость полетов
Есть еще один неочевидный показатель, который заметно влияет на стоимость билетов на тот или иной самолет – стоимость полета в пересчете на одного пассажира на пройденную милю.
Airbus A220 и здесь чемпион – от 6 до 8 центов на место на милю. Не в последнюю очередь благодаря надежности и хорошей продуманности с точки зрения эксплуатации. Это позволяет «Аэробусам» «просиживать» на летном поле минимальное время.
На втором месте бразилец Embraer E-Jet E2 – от 7 до 9 центов.
Другие авиалайнеры отстают довольно сильно. Относительная себестоимость полетов Ан-148 из-за долгих простоев достигает 9-11 центов, а Sukhoi Superjet 100, COMAC ARJ21 и Bombardir CRJ1000 даже 10-12 центов.
Учитывая эти цифры, понятно, что нашим авиастроителям есть над чем работать. Теперь нам интересно, какое мнение сложилось у вас относительно российского самолета. Изменилось ли ваше восприятие его качеств, и в какую сторону – стали ли вы о нем думать лучше или хуже?