Сухие факты: 10 крупнейших аварий и катастроф самолетов Sukhoi Superjet 100
Первый тестовый полет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) произошел 9 мая 2012 года в Индонезии. Мероприятие было частью демонстрационного тура, организованного для потенциальных клиентов и партнеров в Юго-Восточной Азии. Однако во время полета борт столкнулся с горой на острове Ява, недалеко от Джакарты. На борту находились 45 человек, включая членов экипажа и представителей индонезийских авиакомпаний, все они погибли.
Расследование показало, что причиной аварии стали ошибки в управлении полетом и недостаточная подготовка экипажа к выполнению маневров в условиях сложного рельефа местности. Также были выявлены недостатки в системе предупреждения о столкновении с землей.
Трагедия подпортила репутацию Sukhoi и программы SSJ100, а также привела к пересмотру подходов к безопасности и обучению пилотов. После инцидента авиаперевозчик продолжил работу над улучшением самолета и его систем, однако трагические случаи продолжались и в последующие годы. Сухие факты и ничего кроме них.
Аварийная посадка в Шереметьево
Один из самых известных инцидентов произошел 5 мая 2019 года, когда SSJ100 авиакомпании Aeroflot, выполнявший рейс из Москвы в Мурманск, вернулся в Шереметьево через 37 минут после взлета из-за проблем с одним из двигателей. Самолет успешно приземлился, но в результате инцидента возник пожар, унесший жизни 41 человека из 78 находившихся на борту, 37 спаслись.
Проблемы с шасси в Якутске
В Якутске 9 октября 2018 года Sukhoi Superjet 100, следовавший из Уфы, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы — у борта сломалось шасси. Уточнялось, что подломились основные опоры. В самолете находилось 87 пассажиров, а также пять членов экипажа. Однако, как сообщили в Росавиации, никто из присутствующих на борту не пострадал.
Разгерметизация в Сочи
Вечером 7 ноября SSJ100 экстренно приземлился в Сочи из-за разгерметизации. Лайнер Red Wings выполнял рейс из Стамбула в Екатеринбург. В салоне находилось 96 человек и четверо членов экипажа. Аварийная ситуация произошла примерно через 18 минут после взлета.
По данным «Интерфакса», борт до посадки вырабатывал топливо над Черным морем. Позже выяснилось, что, согласно информации пресс-службы перевозчика, во время подготовки борта сотрудники стамбульского аэропорта неправильно закрыли один из клапанов двери багажного отсека.
Неисправность двигателя в Тюмени
Sukhoi Superjet-100 авиакомпании «Ямал», который 1 ноября 2019 года должен был следовать рейсом Тюмень — Санкт-Петербург, приземлился через полтора часа после взлета в аэропорт отправления из-за отказа левого двигателя. Бортпроводники и пилоты во время набора высоты почувствовали удар, произошел помпаж турбины.
Пилот решил выработать топливо и совершить аварийную посадку. На борту находилось 80 пассажиров и четыре члена экипажа, однако никто не пострадал.
Проблема с обшивкой двигателя в Подмосковье
SSJ100 авиакомпании «Аэрофлот» 13 января 2020 года пришлось развернуться обратно в аэропорт Шереметьево почти сразу после взлета. У лайнера оторвалась обшивка одного из двигателей. Вылетевшие в 22:35 в Ставрополь пассажиры провели в воздухе около полутора часов, однако так никуда и не улетели. Пилоты кружили над столицей до двенадцати ночи, вырабатывая топливо. После посадки всех пассажиров отправили в здание аэропорта.
Отмечалось, что один из сотрудников во время предполетного осмотра забыл закрепить кожух на двигателе. Во время набора высоты его сорвало сильным встречным потоком воздуха.
Неполадки с двигателем во Владивостоке
14 октября 2023 года Superjet аварийно сел во Владивостоке из-за неисправности двигателя. Борт должен был следовать в Читу. Лайнеру пришлось вернуться на аэродром вылета, никто из пассажиров не пострадал. Расследование взяло под контроль Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России.
Падение в Подмосковье
В лесном массиве около деревни Большое Карасево в Подмосковье днем 12 июля Sukhoi Superjet 100 упал после планового ремонта. Во время тестового полета погибли все трое членов экипажа: командир Евгений Булавко, второй пилот Максим Лукманов и стюард Владислав Харламов.
По информации оперативных служб, самолет был выпущен в 2014 году, а в 2015-м — передан «Газпрому». После компания была его единственным эксплуатантом, борт находился в лизинге. Среди возможных причин аварии выделяли отказ двигателей, человеческий фактор и неправильную установку датчиков угла атаки, передающих данные о градусе между положением крыла и поверхностью земли в систему управления.
Аварийная посадка в Красноярске
SSJ100 авиакомпании «Азимут» 24 ноября совершил экстренную посадку в Красноярске. Борт следовал по маршруту Минеральные Воды — Уфа — Красноярск. Уточняется, что лайнер дал сигнал об аварийной посадке из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. Никто из пассажиров или членов экипажа не пострадал.
Пожар в Стамбуле
Вечером 24 ноября второй самолет SSJ-100 «Азимута», летевший из Сочи в Анталью, совершил жесткую посадку на аэродроме назначения. Во время приземления один из двигателей повредился, борт загорелся.
Как сообщили в пресс-службе авиакомпании, грубая посадка произошла из-за сдвига ветра. Пассажиров эвакуировали по надувным трапам, пострадавших нет. По данным Минтранса Турции, на борту находились 95 пассажиров, никто не пострадал. В разговоре с «ТехИнсайдером» летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Краснопёров прокомментировал подробности инцидента.