«Да ладно!» Можно ли в России ездить на электросамокате или моноколесе круглый год
Разобраться в этом вопросе мне помог российский ученый, исследователь транспортных проблем, который по совместительству оказался горячим приверженцем моноколеса.
Закон не запрещает
Законодательных ограничений для езды в зимнее время на электрогаджетах нет – это первый полезный для нас факт.
С 1 марта 2023 года средств индивидуальной мобильности (СИМ) включили в Правила дорожного движения России. Отныне их владельцы считаются водителями, наряду с велосипедистами, мотоциклистами и погонщиками гужевого транспорта (не удивляйтесь, но бабушка с коровой на привязи тоже водитель, с точки зрения ПДД).
Про времена года в этих поправках ничего не говорится. Водителям СИМ даже не надо переставлять своих коней на зимние шины, в отличие от автомобилей.
Чужой опыт на этот раз не поможет
Как ни странно, в той же Финляндии или Швеции распространение СИМ не такое широкое, поэтому опыт эксплуатации таких транспортных средств совсем небольшой, говорит Михаил Якимов, член общественного совета при Ространснадзоре, использующий моноколесо на протяжении всего календарного года. Поэтому мы не можем ориентироваться на них, а должны делать собственные наблюдения и выводы: «Уже сейчас в Российской Федерации, особенно в Москве, этот опыт является более ценным».
Этот опыт показывает, что пользоваться СИМ в холодное время года объективно сложнее. Но не настолько, чтобы совсем ими не пользоваться.
Погода сдерживает, но не останавливает
Конечно, самым опасным фактором для всесезонного использования СИМ является погода, говорит эксперт. Имея в виду не столько температуру, сколько снег и лед, которые делают дороги и тротуары скользкими. Снижается боковой и продольный коэффициент сцепления шин с дорогой, поэтому и поворачивать, и тормозить труднее. Снежный покров величиной в 10-15 сантиметров вообще делает движение на электросамокате, гироскутере или моноколесе невозможным.
Наличие воды на дороге также плохо влияет на управляемость, хотя и в меньшей степени. В сильный дождь главным препятствием становится защита самого ездока от промокания. Пешеход может укрыть себя зонтиком, а водитель нет.
«Что касается моноколеса, то основной опасностью, по своему опыту, я бы назвал ветер, особенно боковой, – делится эксперт. – Система гироскопической стабилизации не рассчитана на стабилизацию моноколеса в поперечном направлении, и неожиданный порыв ветра в поперечном направлении может уронить ездока».
В этом смысле СИМ – это, конечно, не всепогодный транспорт, в отличие от автомобилей или метро. Хотя справедливости ради замечу, что и водителям автомобилей зимой приходится снижать скорость из-за скользкости дорог.
В конечном итоге, осенью или зимой бывают дни, когда от поездок на СИМ лучше отказаться. В другие дни, когда ветер не слишком сильный, а тротуары вычищены, пользоваться ими можно. Только скорость нужно уменьшить, учитывая условия.
Технические сложности — аккумулятор и шины
Конструкция электрических СИМ, таких как самокаты, сегвеи или моноколеса, подразумевает возможность эксплуатации при минусовых температурах и не имеет ограничения по температурным характеристикам, говорит эксперт: «Например, в руководстве по эксплуатации моего моноколеса написано, что может эксплуатироваться до -20°C».
Другой вопрос, что холод все же влияет на характеристики электрической силовой установки. На морозе емкость и мощность литий-ионных аккумуляторов падает на 20-50%, и это надо учитывать, планируя дальность поездок.
Другая проблема связана с шинами. В отличие от автомобилей, СИМ ездят во все сезоны на одном комплекте резины. Зимой она становится тверже и из-за этого сцепление с асфальтом ухудшается.
Зимой ездить на СИМ можно, хотя и с ограничениями — хотя эксперт не озвучил этот вывод, он напрашивается из его слов. В отдельные неблагоприятные дни, впрочем, от поездок стоит отказаться.
Считать ли в таком случае средства индивидуальной мобильности всесезонным видом транспорта – вопрос дискуссионный.