Как «Титаник» утопил с собою второй пароход: странная гибель «Истленда»
В том, что при крушении «Титаника» погибло много людей, отчасти причиной стал просчет создателей корабля, предусмотревших недостаточное количество шлюпок.
Вскоре после этого в морские законы многих странамира добавили требование, чтобы не только будущие, но и уже плавающие корабли оснастили достаточным количеством спасательных плавсредств.
В 1915 году такие правила были приняты и в Соединенных Штатах. И можете себе представить, в том же году случилась катастрофа, заставившая усомниться в их пользе.
Перевернулся у причала
24 июля пароход Eastland во время погрузки пассажиров в Чикаго внезапно опрокинулся прямо у пристани: погибло 844 человека, почти треть от числа людей, находившихся на борту. Катастрофа случилась на виду всего города, так что целое поколение чикагцев получило психическую травму на долгие годы.
Одной из причин несчастья назвали злополучные шлюпки. По новым правилам, верхняя палуба щеголяла длинным рядом спасательных лодок. Однако Eastland, построенный в 1903 году, изначально не был рассчитан на то, чтобы нести этот добавочный груз на верхней палубе: центр тяжести корабля оказался выше допустимого, и он лег на борт.
Идеальный шторм в порту
Версия со шлюпками очень нравится людям, падким на сенсации. На самом деле, объясняет блог The Shipyard, американский пароход стал жертвой несчастливого стечения обстоятельств, которое у моряков носит название «идеальный шторм» – ситуация, когда все, что может пойти не так, идет не так.
Пароход, построенный бухгалтерами
В начале 20 века экономика США переживала бум, а его эпицентр находился как раз в районе Великих озер. Перевозки пассажиров по озеру Мичиган были прибыльным делом. Желая ухватить в них долю побольше, «Транспортная компания Мичигана» заказала верфи Jenks Shipbuilding Company постройку нового пассажирского парохода вместимостью 2500 человек.
Хотя у владельца и главного конструктора верфи Сидни Дженкса не было ранее опыта создания пассажирских пароходов, он разработал проект, конструктивно достаточно традиционный для Великих озер, обещавший неплохие характеристики и нормальный уровень мореходности и безопасности.
Однако затем кто-то влиятельный сказал «дорого», и проект переработали для удешевления. Будущий Eastland стал более коротким и высоким. На беду, остойчивость его в новом варианте перестала внушать доверие, и в корпус судна добавили балластные цистерны, которые должны были снизить центр тяжести.
Если бы проект оставили хотя бы в таком виде, возможно, Eastland благополучно проплавал бы свой век. На беду, на испытаниях он развил скорость 19 миль в час*, что было на милю меньше расчетного показателя. По условиям контракта, за этот недостаток верфь бы заплатила клиенту крупную неустойку, и с этого момента начались необдуманные решения. Судно облегчили, чтобы уменьшить осадку. На то, что его центр тяжести становится все выше и выше, теперь никто не смотрел.
Быстрый и опасный
Служба Eastland началась неплохо. В 1904 г. он выиграл гонку против злейшего конкурента, парохода City of South Haven.
Но в том же году он чуть не перевернулся, совершая рейс с 3000 пассажиров на борту. Следующий «чуть» произошел еще через 2 года, и за Eastland закрепилась дурная репутация. В 1909 году его перестроили, уменьшив массу надстроек и укоротив дымовые трубы. Это не помогло, и однажды при погрузке его еле-еле успели удержать от опрокидывания.
Катастрофа 24 июля
В тот день компания Western Electric Company наняла несколько пароходов, включая Eastland, на ежегодный пикник и прогулку по озеру для своих сотрудников. Eastland грузился у пассажирской пристани Чикаго в большой спешке – в очереди на погрузку стояли и другие суда.
Покак пассажиры прибывали, судно неспешно начало крениться на правый борт, ближний к причалу. Капитан Петерсон не придал этому значения – в конце, Eastland вел себя как обычно, и он уже привык к этому.
А вот старший инженер Эриксон, находившийся на одной из нижних палуб, обратил на крен внимание и решил исправить ситуацию, заполнив водой балластные цистерны левого борта. Судно на эту меру почти не отреагировало, затем нехотя выпрямилось и осело на левый борт. В тревоге Эриксон приказал заполнять цистерны правого борта, но было поздно. Судно мягко, но внезапно для всех легло набок.
Шлюпки не виноваты
Лодки стали не единственной причиной аварии, а последней каплей в цепи несчастливых обстоятельств, от ошибок при создании теплохода до несогласованных действий капитана и старшего инженера.
Как знать, возможно, если бы на верхней палубе не было дополнительной тяжести лодок, в тот день Eastland не опрокинулся бы. С высокой вероятностью это все равно случилось бы рано или поздно, учитывая недостатки судна. Возможно, причиной стал бы перегруз или неудачная волна. Безопасность — это всегда сочетание комплекса факторов, каждый из которых имеет значение.
Кстати, то же самое можно сказать и про катастрофу «Титаника».
* На внутренних водах США скорость меряют не в узлах, а в английских милях в час.