Это Ту-154 или нет: как летала ныне забытая «темная лошадка Аэрофлота»

​​​​Посмотреть вот так, с носа, так эта машина — вылитая «большая Тушка». Те же три двигателя, то же Т-образное оперение, даже диаметр фюзеляжа тот же. Даже знатоки при мимолетном взгляде могут их спутать.
Это Ту-154 или нет: как летала ныне забытая «темная лошадка Аэрофлота»
Xalax — Wikipedia
Нужно поставить два самолета рядом, и тогда вы по незначительным деталям поймете, что это все-таки другая машина.

Зато при виде сбоку спутать их никак невозможно. Наш герой Як-42 на фото слева - интересный советский авиалайнер, разработанный в 1970-х годах. По размерам он значительно меньше Ту-154, потому что предназначался для замены изрядно устаревшего к тому времени лайнера Ту-134.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Як-42 самолет
Як-42
Dmitry Ryazanov - Wikipedia
Ту-154 самолет
Ту-154
Kambui - Wikipedia

Между Як-42 и Ту-154

Разработку его в КБ Яковлев начали в 1972 году. Самолет решено было делать трехмоторным, с двигателями в хвостовой части – к тому времени уже летали подобные Ту-154 и Як-40, и эта схема показала себя надежной и удобной.

В целом, Як-42 вобрал в себя часть черт у более крупной «Тушки», другие решения у маленького Яка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Як-40, ближнемагистральный самолет
Як-40, ближнемагистральный авиалайнер.
parfaits - Wikipedia

От последнего Як-42 позаимствовал удачный трап в хвостовой части, сделавший ненужным аэродромные трапы, и способность взлетать и приземляться на слабых ВПП.

От Ту-154 он взял стреловидные крылья и горизонтальное оперение, хотя у нового Яка угол стреловидности заметно меньше.

Шаг вперед

Ряд решений Як-42 делал его на голову лучше и обоих туполевских авиалайнеров, и своего маленького «однофамильца».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное новшество, опробованное впервые на этом самолете – турбовентиляторные двигатели с высокой степенью двухконтурности, тяговитые и экономичные. Другая интересная деталь в моторной установке – композитный канал воздухозаборника среднего двигателя, на котором выиграли сразу несколько десятков килограмм веса.

Если у Ту-134 крыло было разборным, состоявшим из пяти секций, то у Як-42 его сделали цельным, получив еще больший выигрыш по весу.

По новой моде, фюзеляж сделали более коротким и широким. Это позволило разместить в салоне шесть рядов кресел, уменьшив длину при той же пассажировместимости, и снова получить выигрыш в массе.

салон самолета як-42
proleteli.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий охотник на «тушек»

Машина получилась удачная. Такой вывод можно сделать, читая материалы по истории отечественной авиации. Як-42 удачно сочетает, казалось бы, противоречивые качества: короткий разбег и пробег, экономичность, при этом развивает неплохую крейсерскую скорость.

Примечательно, что если Ту-134 после посадки остановить было довольно сложно – у экземпляров ранних серий даже был тормозной парашют для этого – то Як-42 замедлялся так легко, что его двигатели даже не стали оснащать реверсом. Все благодаря эффективной механизации крыла и тормозам нового шасси.

О надежности и безопасности самолета говорит статистика катастроф и аварий. За 40 лет его эксплуатации было потеряно менее 5% единиц, причем все из них случились из-за ошибок экипажа или внешних причин. Лишь в одном случае авария произошла из-за конструктивного дефекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
як-42
Oleg V. Belyakov - AirTeamImages

Родился слишком поздно

В 1980 году новенькие Яки начали пополнять парк «Аэрофлота», а затем их начали поставлять и в другие страны на экспорт. Всего было сделано 183 экземпляра Як-42 за годы до распада СССР и позже в России. Это очень мало – для сравнения, Ту-134 был выпущен в количестве 854 штук. Заменить предшественника новый самолет так и не смог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помешали две вещи. Во-первых, вышеупомянутая авария из-за технического дефекта. В 1982 году один 42-й разбился в Белоруссии, и расследование показало, что виновато разрушение элемента хвостового оперения, конструкторская ошибка. На два года производство и эксплуатация новой машины были прекращены.

Тем временем, в Советском Союзе за годы застоя накопились экономические проблемы, и по этой причине «Аэрофлот» с середины 1980-х стал все реже заказывать новые самолеты.