Зачем современным кораблям нужны мачты, если у них нет парусов

Когда цивилизация отказалась от парусов в пользу паровой машины, корабельные мачты не исчезли, а, кажется, даже выросли в размерах.
Зачем современным кораблям нужны мачты, если у них нет парусов
Marine Insight
Мачты создают на корабле массу неудобств.

Они увеличивают парусность и воздушное сопротивление, повышают центр тяжести и увеличивают массу. Их приходится складывать, чтобы пройти под мостами. Они мешают работе кранов, разгружающих трюмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если речь идет о военных кораблях, мачты еще и вредят скрытности. Есть интересный исторический пример: в свое время русские броненосцы типа «Андрей Первозванный» оснастили легкими ажурными мачтами конструкции инженера Шухова. Но затем обнаружилось, что они слишком заметны, а характерный силуэт позволяет идентифицировать эти броненосцы далеко за линией горизонта. Пришлось переоборудовать их на стандартные цилиндрические мачты.

броненосец андрей первозванный
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на все эти минусы, с началом паровой эры корабельные конструкторы продолжили оснащать корабли высокими мачтами – кажется, даже более высокими, чем раньше. Далеко за примерами ходить не надо: взгляните на знаменитый «Титаник».

titanic ship
Francis Godolphin Osbourne Stuart

Еще более развитым рангоут (мачты и реи) был у военных кораблей той поры. Возьмите любой из русских броненосцев или крейсеров – высокие мачты с широкими реями и большой марсовой площадкой придают им характерный силуэт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
крейсер аврора
Узнаете «Аврору»? На этом снимке она проходит ходовые испытания в 1903 г.
aurora.org.ru

В наши дни мачты хоть и не имеют таких размеров, но все равно обязательно добавляются к конструкции судна. Даже если эта мачта лишь смешной отросток, отдаленно напоминающий купированный хвост собаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мачты служат для коммуникации

Переход от парусного движителя к паровому примерно совпал по времени с появлением радио. Первые корабельные радиопередатчики были слабомощными, и чтобы обеспечить приемлемую дальность передачи, им нужны были большие антенны, поднятые высоко над уровнем моря. Как правило, антенну растягивали между клотиками фок- и грот-мачт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Линкор «Дредноут» схема
Линкор «Дредноут»
Wikipedia

Для коммуникаций на небольшой дистанции на флоте использовались сигнальные флаги. Их применение было особенно развитым в военном флоте: сигнальщики в бою играли важную роль, позволяя эскадрам действовать в бою как единое целое. На нескольких рядах фалов они вывешивали целые гирлянды флагов, передающие сложные сообщения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, на мачте вывешивают национальные флаги, но эта функция, скорее, вторичная – когда мачты нет, ее отлично берет на себя флагшток.

Марс борется с туманами

Еще в средние века мачты получили второе применение. На них стали поднимать впередсмотрящего, который с большой высоты видел дальше за линию горизонта. Для этого на первой мачте всегда устанавливалась марсовая площадка. Особенно полезной она становилась, если над водой висел туман. С началом паровой эры эта функция также не исчезла.

Грузовой флот: мачта не мешает, а помогает

В начале статьи было сказано, что мачты мешают работе кранов. Что ж, это не совсем верно. Во многих случаях мачта, наоборот, становится хорошим основанием, на котором можно закрепить грузовую стрелу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
steam cargo ship
The Scale Modeler

Радиолокаторы вместо впередсмотрящих

Ближе к середине 20 века флажной семафор потерял актуальность. Но радиокоммуникации не исчезли, а стали использоваться даже более активно. Длинноволновые радиостанции уступили место УКВ-передатчикам, более удобным и компактным, обеспечивающим лучшее качество сигнала. Однако УКВ-связь не может распространяться сквозь препятствия, в том числе, за линию горизонта. Чтобы увеличить дальность ее действия, антенну по-прежнему надо поднимать как можно выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
modern ship radar
Julia Volk - Pexels

Более того, на флоте получили широкое применение радиолокаторы, на дальность действия которых также сильно влияет высота установки антенны. Теперь не надо поднимать матроса на мачту – радар справляется с задачей обнаружения препятствий гораздо лучше.

Наконец, на мачту в наши дни устанавливают датчики, следящие за погодой – скоростью и направлением ветра, влажностью и другими параметрами.