«Я чуть в него не врезался!» Как работали первые диспетчерские башни аэропортов
25 февраля 1920 года администрация английского аэропорта Кройдон объявила, что создает «аэродромную командную башню» (Aerodrome Control Tower). Кройдон, главный аэропорт Лондона в те времена, был самым загруженным аэропортом мира. Созданный еще до Первой мировой войны, он в 1920-м был переоборудован под гражданскую авиацию.
Причиной появления диспетчеров стало несколько несчастных случаев и менее тяжелых ЧП, когда столкновения самолетов удавалось избежать лишь чудом или уворотливостью пилотов. Управляющие аэропорта решили, что с безопасностью пора что-то делать.
Флюгер, радио и большие окна – вот все, что имели первые диспетчеры
Тогда же были сформулированы первые технические требования к диспетчерской башне. Она должна была располагаться на высоте не менее 15 футов от земли (4,5 м), иметь широкие окна во всех четырех стенах и флюгер на крыше с повторителем в потолке рубки – так, чтобы диспетчер мог изнутри следить за направлением ветра.
Кто придумал «мэйдэй»
Первый диспетчерский пункт не был командным в прямом смысле – его сотрудники лишь информировали пилотов о ситуации в небе и на земле и о погоде.
Когда 2 года спустя на аэродроме снова столкнулись два самолета, стало ясно, что этого недостаточно. Тогда-то самолеты начали выстраивать в очередь на взлетной полосе и выдавать разрешение на взлет – это делали отмашкой красным флагом с башни.
Персонал, работавший в этой башне, стал легендарным. Взять хотя бы Джеймса Джеффса, первого человека в мире, получившего лицензию диспетчера, которого все европейские пилоты называли «Джимми» – он позже основал 25 КДП в других аэропортах Соединенного Королевства, разработал программу подготовки диспетчеров и участвовал в создании первого авиационного колледжа.
Три этажа, и все диспетчеры
В 1928 году аэропорт Кройдона был перестроен – в частности, здесь появился первый в мире аэровокзал, оформленный в стиле арт-деко.
В одном стиле с ним был выстроен и новый четырехэтажный диспетчерский пункт высотой 15 метров. На его крыше размещалось метеорологическое оборудование, работавшее лучше на такой большой высоте. Диспетчеры получили больший обзор.
Россия: «Вылетел Москвы 12 часов тчк»
Примерно в то же время быстро растущая советская авиация тоже испытала потребность в регулировании движения.
Первым делом Управление воздушных линий в 1929 году наладило телеграфную связь на новой дальней линии Москва-Иркутск. Начальников аэропортов оповещали о вылете самолетов и предполагаемом времени прибытия. Уже лучше, чем быть в полном неведении.
Годом спустя началась разработка Положения о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР – фактически, это и стало началом организации диспетчерской службы в отечественной авиации. В 1931 году аэропорты начали в обязательном порядке оснащать радиостанциями и включили в их штат диспетчеров.
США: тачка, зонт, два флага
Американцы опередили СССР на пару лет. В 1929 году в аэропорту Сент-Луис штата Миссури начал работу первый диспетчер Арчи Лиг.
Забавно, что его КДП представлял собой, по сути, рабочую тачку, на которой он вывозил на летное поле свои инструменты: стул, зонт для защиты от солнца, запас питья и еды, блокнот и два флага, красный и шахматный. Первый запрещал взлет, второй разрешал. Позже флаги заменили на сигнальный пистолет с ракетами разных цветов.
Вспомните Арчи Лига, когда в следующий раз будете переживать, что не хватает денег на очередной гаджет.