«Я чуть в него не врезался!» Как работали первые диспетчерские башни аэропортов

Есть немало забавного в том, как были организованы первые службы управления полетами в Великобритании, США и СССР.
«Я чуть в него не врезался!» Как работали первые диспетчерские башни аэропортов
Albert J. Ellis Airport
Содержание статьи

25 февраля 1920 года администрация английского аэропорта Кройдон объявила, что создает «аэродромную командную башню» (Aerodrome Control Tower). Кройдон, главный аэропорт Лондона в те времена, был самым загруженным аэропортом мира. Созданный еще до Первой мировой войны, он в 1920-м был переоборудован под гражданскую авиацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причиной появления диспетчеров стало несколько несчастных случаев и менее тяжелых ЧП, когда столкновения самолетов удавалось избежать лишь чудом или уворотливостью пилотов. Управляющие аэропорта решили, что с безопасностью пора что-то делать.

Флюгер, радио и большие окна – вот все, что имели первые диспетчеры

Тогда же были сформулированы первые технические требования к диспетчерской башне. Она должна была располагаться на высоте не менее 15 футов от земли (4,5 м), иметь широкие окна во всех четырех стенах и флюгер на крыше с повторителем в потолке рубки – так, чтобы диспетчер мог изнутри следить за направлением ветра.

Первый КДП пункт Кройдона.
Первый КДП Кройдона.
World Origin Site - Public domain
Правильно башня диспетчеров называется «командно-диспетчерский пункт» (КДП).

Кто придумал «мэйдэй»

Первый диспетчерский пункт не был командным в прямом смысле – его сотрудники лишь информировали пилотов о ситуации в небе и на земле и о погоде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда 2 года спустя на аэродроме снова столкнулись два самолета, стало ясно, что этого недостаточно. Тогда-то самолеты начали выстраивать в очередь на взлетной полосе и выдавать разрешение на взлет – это делали отмашкой красным флагом с башни.

Фред «Стэнли» Мокфорд, первый радист КДП.
Фред «Стэнли» Мокфорд — радист, придумавший «мэйдэй».
Public domain

Персонал, работавший в этой башне, стал легендарным. Взять хотя бы Джеймса Джеффса, первого человека в мире, получившего лицензию диспетчера, которого все европейские пилоты называли «Джимми» – он позже основал 25 КДП в других аэропортах Соединенного Королевства, разработал программу подготовки диспетчеров и участвовал в создании первого авиационного колледжа.

Первый старший радист Кройдона Фред «Стэнли» Мокфорд вошел в историю тем, что ввел в оборот слово «мэйдэй» — радиосигнал об авиакатастрофе.

Три этажа, и все диспетчеры

В 1928 году аэропорт Кройдона был перестроен – в частности, здесь появился первый в мире аэровокзал, оформленный в стиле арт-деко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В одном стиле с ним был выстроен и новый четырехэтажный диспетчерский пункт высотой 15 метров. На его крыше размещалось метеорологическое оборудование, работавшее лучше на такой большой высоте. Диспетчеры получили больший обзор.

air traffic control tower Croydon
Paul Dykes - Flickr

Россия: «Вылетел Москвы 12 часов тчк»

Примерно в то же время быстро растущая советская авиация тоже испытала потребность в регулировании движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым делом Управление воздушных линий в 1929 году наладило телеграфную связь на новой дальней линии Москва-Иркутск. Начальников аэропортов оповещали о вылете самолетов и предполагаемом времени прибытия. Уже лучше, чем быть в полном неведении.

junkers w 33
(c) Bundesarchiv Bild
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Годом спустя началась разработка Положения о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР – фактически, это и стало началом организации диспетчерской службы в отечественной авиации. В 1931 году аэропорты начали в обязательном порядке оснащать радиостанциями и включили в их штат диспетчеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

США: тачка, зонт, два флага

Американцы опередили СССР на пару лет. В 1929 году в аэропорту Сент-Луис штата Миссури начал работу первый диспетчер Арчи Лиг.

archie w league first american controller
FAA/National Archives

Забавно, что его КДП представлял собой, по сути, рабочую тачку, на которой он вывозил на летное поле свои инструменты: стул, зонт для защиты от солнца, запас питья и еды, блокнот и два флага, красный и шахматный. Первый запрещал взлет, второй разрешал. Позже флаги заменили на сигнальный пистолет с ракетами разных цветов.

Вспомните Арчи Лига, когда в следующий раз будете переживать, что не хватает денег на очередной гаджет.