Почему окна Concorde были в 3 раза меньше, чем у обычного авиалайнера: необычный факт о полетах на сверхзвуке
Пассажиры знаменитого сверхзвукового самолета Concorde наблюдали мир через окошки гораздо меньшего размера — по одному источнику, их размер был всего 10х15 см, как мужская ладонь. При том, что билеты на этот самолет стоили баснословно дорого и летали на нем очень состоятельные люди. Казалось бы, для них можно было постараться и сделать хорошие обзорные иллюминаторы, так?
Маленькие окна помогают остаться в живых
Полеты Concorde проходили на значительно больших высотах, чем у современных дозвуковые самолетов. Обычные авиалайнеры летают на высотах 9-10 км, маленькие бизнес-джеты – до 13 км. Практический потолок Concorde составлял 18 км, а типичная высота для полетов с пассажирами составляла 15 км.
На такой высоте воздух очень разреженный и поэтому непригодный для жизни. Если бы в полете разбился иллюминатор и произошла разгерметизация, даже тренированные спортсмены потеряли бы сознание через 10-15 секунд, объясняет портал Heritage Concorde. Большинство пассажиров впали бы в кому уже через 5 секунд.
Удивительно, но давление в салоне с разбитым окном было бы даже меньше, чем снаружи, из-за так называемого эффекта Вентури: когда воздух с большой скоростью протекает мимо отверстия, в нем возникает подсос.
Самолеты оснащают кислородными масками для всех пассажиров. Но стандартные пластиковые маски не смогли бы нормально работать при столь низком давлении.
Поэтому Конкорд оснастили уникальной системой живучести, состоявший из трех элементов.
- Маленькие иллюминаторы сокращают отток воздуха из салона.
- Резервная система поставки кислорода быстро накачивает воздух взамен потерянного.
- На случай разгерметизации экипажи Concorde проходили тренировку по быстрому снижению с крейсерского потолка до высоты 4000 м, на которой угрозы для жизни пассажиров и экипажа нет.
Такой вот забавный факт.
Обновление: благодарим читателя Paul Bidmaker за поправку, которая помогла улучшить статью.