«50 тонн одной левой»: интересные факты о том, как водолазы чинят корабли
О работе портовых водолазов рассказал блогу The Shipyard Фред Ноордман, владелец фирмы FN Diving, оказывающей услуги подводного ремонта в порту Роттердама.
Водолазы востребованы у судовладельцев
Только фирма Ноордмана в одном порту ремонтирует около 300 судов в год. В Роттердаме есть сухие доки, но компании не любят загонять в него свои корабли. В бизнесе время – деньги, а если речь идет о таких огромных механизмах, как торговые суда, то потери исчисляются миллионами в неделю.
Постановка судна в док – трудоемкая операция. Нужно разгрузить судно, завести его в док, осушить, отремонтировать, снова заполнить водой и загрузить. А если все доки в порту заняты, еще и ждать в очереди.
Водолазы же способны решить многие проблемы гораздо быстрее и дешевле. Удивляет, какой широкий спектр работ оказывают современные водолазные фирмы.
Самая частая услуга – ремонт винтов
В большинстве случаев им поручают ремонтировать корабельные винты, погнутые или поломанные во время разных морских ЧП: суда часто наталкиваются на плавающие обломки или задевают дно винтами.
Даже небольшое повреждение, если его вовремя не исправить, оборачивается большими убытками, рассказывает водолаз. Искривление лопасти вызывает вибрации и уменьшает тягу, создавая перегрузку для судового двигателя. На поврежденной лопасти может возникнуть кавитация, которая приведет к ее разрушению.
Если лопасть просто погнута, ее выпрямляют с помощью гидравлических прессов и дорабатывают форму с помощью шлифовальной машины.
Сложнее бывает, если часть лопасти отломлена. В таком случае по результатам изучения поломки часто принимают решение обрезать остальные лопасти, чтобы винт снова стал симметричным и сбалансированным.
Но если утерян значительный фрагмент, правильнее будет изготовить новый кусок лопасти и приварить к винту. Оказывается, это тоже можно делать под водой. Для этого под судно подводят кессоны особой формы. Кессон – это камера, из которой можно откачать воду. Его устанавливают вокруг ремонтируемого винта и осушают: после этого водолаз забирается внутрь и выполняет операцию в сухом помещении.
С винтами регулируемого шага поступают иначе. В этом случае роль водолаза – отсоединить «больную» лопасть, чтобы ее подняли на поверхность и отремонтировали на суше.
Ремонт пробоин под водой
Сухие кессоны используют также для заделки пробоин в подводной части. Для этого водолазная фирма держит несколько экземпляров разной формы и размера, которые можно приладить к самым разным корабельным корпусам.
Схожим образом осушают и подруливающие устройства для ремонта или демонтажа. Поразительно, но один-единственный водолаз с помощью разных приспособлений может снять с судна подруливающее устройство весом до 50 тонн.
Много учиться, много работать
Работа эта сложная и требует долгой подготовки. Чтобы стать профессиональным водолазом в Европе, нужно пройти учебный курс стоимостью €50 тысяч евро. Водолазов часто вызывают на заказ посреди ночи – у судоходных компаний жесткий график, каждый день простоя судна стоит больших денег. В водолазных фирмах считается нормой работать по 40 часов кряду, чтобы быстрее отпустить клиента.
Несмотря на столь жесткие условия, среди водолазов есть как мужчины, так и женщины. И те и другие успешно справляются со своей работой.
Сколько они зарабатывают, Ноордман не раскрывает. Зато представьте себе, какое моральное удовлетворение испытывает ныряльщик, «вылечив» пациента весом в десятки тысяч тонн и глядя, как он отправляется в следующий рейс.