Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше
В мире практикуются оба варианта, и почему создатели очередного корабля склоняются к тому или иному решению, не всегда очевидно. Можно лишь заметить, что у военных и пассажирских кораблей мостик ставят чаще всего ближе к носу, а у танкеров, сухогрузов и контейнеровозов – сзади. Но часто бывают исключения.
Где руль, там и рулевой
Рубки начали ставить на корме с незапамятных времен, когда капитана в Россиина Руси еще звали кормчим. Причина была чисто технической: руль у корабля находится сзади, и чтобы управлять им, рулевой должен быть неподалеку. Это давало еще два преимущества. Стоя рядом с рулевым, капитан мог одновременно следить за парусной командой и за рулевым. А в штормовую погоду корму захлестывает волнами гораздо меньше, чем нос.
Минус же в том, что паруса закрывают обзор вперед, поэтому во все времена приходилось выставлять впередсмотрящего на носу или на фок-мачте.
Когда на смену парусникам пришли пароходы, управлять судном с кормы по-прежнему было технически удобнее, потому что и винт, и руль находятся в корме. Следовательно, здесь же удобно расположить рулевую машину и паровой двигатель. А раз так, то логично и капитану или его заместителю находиться здесь же, чтобы дирижировать всем оркестром.
И это еще не все плюсы: при швартовке и погрузке-разгрузке офицеры видят с мостика практически всю палубную команду как на ладони.
Наконец, есть чисто бытовые преимущества: если вся команда собрана в одном месте, нужно меньше туалетов, а от кают до рабочего места рукой подать.
Зачем рубку все же перемещают в нос
У пассажирских кораблей смотреть вперед мешает высокая надстройка, поэтому мостик приходится оборудовать в передней части надстройки. Военные корабли тоже несут множество надстроек, и чтобы рулевой мог смотреть вперед, ходовой мостик устанавливают ближе к носу.
Однако в таких случаях «мозг» корабля оказывается очень далеко от кочегаров, машинистов и руля, и приходится через всю длину трюма тоннель, в котором проложены длинные управляющие тяги и переговорные трубы.
Рубка в носу создает много сложностей
Начать с того, что в гавани управлять судном с носа сложнее. Руль и винты находятся сзади, поэтому, когда судно маневрирует, у него сильнее заносит корму, чем нос. Команде на мостике приходится постоянно смотреть назад, чтобы следить за ее перемещениями.
В шторм люди на переднем мостике сильнее страдают от качки и волн.
В солнечную погоду возникает менее очевидная проблема – блестящая поверхность воды слепит рулевого. Если рубка находится сзади, то неяркая палуба перед рубкой уменьшает этот эффект.
Грузовые суда с рубкой в носу
В истории были случаи, когда рубки грузовых судов перемещали в нос. Например, однажды компания Lykes Lines заказала пять контейнеровозов, у которых для максимальной вместимости рубку сместили максимально в нос – туда, где корпус начинает сужаться, а машинное отделение по максимуму сдвинули на корму. Все пространство между ними отдали под контейнеры. Но опыт сочли неудачным, и больше Lykes к такой схеме не возвращалась, рассказывает Фрэнк Килгор.