Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

​​​​​​​Кажется, конструкторы кораблей никак не могут определиться, как им удобнее – устанавливать ли ходовой мостик ближе к носу или к корме.
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше
David Fielding — Flickr
Содержание статьи

В мире практикуются оба варианта, и почему создатели очередного корабля склоняются к тому или иному решению, не всегда очевидно. Можно лишь заметить, что у военных и пассажирских кораблей мостик ставят чаще всего ближе к носу, а у танкеров, сухогрузов и контейнеровозов – сзади. Но часто бывают исключения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где руль, там и рулевой

Рубки начали ставить на корме с незапамятных времен, когда капитана в Россиина Руси еще звали кормчим. Причина была чисто технической: руль у корабля находится сзади, и чтобы управлять им, рулевой должен быть неподалеку. Это давало еще два преимущества. Стоя рядом с рулевым, капитан мог одновременно следить за парусной командой и за рулевым. А в штормовую погоду корму захлестывает волнами гораздо меньше, чем нос.

Минус же в том, что паруса закрывают обзор вперед, поэтому во все времена приходилось выставлять впередсмотрящего на носу или на фок-мачте.

рулевое колесо парусного корабля
geograph.org.uk
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда на смену парусникам пришли пароходы, управлять судном с кормы по-прежнему было технически удобнее, потому что и винт, и руль находятся в корме. Следовательно, здесь же удобно расположить рулевую машину и паровой двигатель. А раз так, то логично и капитану или его заместителю находиться здесь же, чтобы дирижировать всем оркестром.

Из ходовой рубки на корме удобно управлять как машинным отделением, так и палубной командой.

И это еще не все плюсы: при швартовке и погрузке-разгрузке офицеры видят с мостика практически всю палубную команду как на ладони.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, есть чисто бытовые преимущества: если вся команда собрана в одном месте, нужно меньше туалетов, а от кают до рабочего места рукой подать.

Еще 3 вещи, которые вы всегда хотели знать, но спросить было не у кого

Зачем рубку все же перемещают в нос

У пассажирских кораблей смотреть вперед мешает высокая надстройка, поэтому мостик приходится оборудовать в передней части надстройки. Военные корабли тоже несут множество надстроек, и чтобы рулевой мог смотреть вперед, ходовой мостик устанавливают ближе к носу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
круизный корабль мостик
Nicki Mannix - PxHere
мостик военного корабля и нос
PxHere

Однако в таких случаях «мозг» корабля оказывается очень далеко от кочегаров, машинистов и руля, и приходится через всю длину трюма тоннель, в котором проложены длинные управляющие тяги и переговорные трубы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
антарктическое исследвоательское судно
Существует множество типов кораблей разного назначения, у которых рубку смещают в нос ради лучшей способности выполнять их основную работу. Комфорт экипажа на мостике или удобство управления для них второстепенные факторы.
Antarctic Insider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рубка в носу создает много сложностей

Начать с того, что в гавани управлять судном с носа сложнее. Руль и винты находятся сзади, поэтому, когда судно маневрирует, у него сильнее заносит корму, чем нос. Команде на мостике приходится постоянно смотреть назад, чтобы следить за ее перемещениями.

В шторм люди на переднем мостике сильнее страдают от качки и волн.

В солнечную погоду возникает менее очевидная проблема – блестящая поверхность воды слепит рулевого. Если рубка находится сзади, то неяркая палуба перед рубкой уменьшает этот эффект.

грузовое судно
У судна на снимке есть особенность – два крана, которые должны работать вместе, поднимая один тяжелый груз. Из-за этого рубку перенесли в нос.
Maritime Industry

Грузовые суда с рубкой в носу

В истории были случаи, когда рубки грузовых судов перемещали в нос. Например, однажды компания Lykes Lines заказала пять контейнеровозов, у которых для максимальной вместимости рубку сместили максимально в нос – туда, где корпус начинает сужаться, а машинное отделение по максимуму сдвинули на корму. Все пространство между ними отдали под контейнеры. Но опыт сочли неудачным, и больше Lykes к такой схеме не возвращалась, рассказывает Фрэнк Килгор.