Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно строили

Поморский коч, пожалуй, наиболее интересный из исконно русских типов кораблей.
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно строили
Клуб «Полярный Одиссей»
Содержание статьи

Как думаете, что общего у маленького деревянного парусника, пробирающегося между айсбергами, и огромным атомным ледоколом «50 лет Победы»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
поморский коч реплика парусник
Клуб "Полярный Одиссей"
ледокол 50 лет Победы
Toumas Romu

Их объединяет особая яйцевидная форма корпуса. Борта судна имеют большой наклон наружу – в морской терминологии, развал бортов, – а форштевень сильно наклонен вперед. Такая форма позволяет судну вползать на лед, а если воду вокруг сковало льдом, упрощает его высвобождение.

Кстати, с этой формой связан популярный миф, что льды якобы выдавливают судно наверх. На самом деле, это не так. Но большой развал бортов и впрямь упрощает разблокировку судна. Для этого на каждом коче было по паре шлюпок, чтобы команда могла выбраться на прочный лед, и набор приспособлений из веревок и рычагов, с помощью которых 10-15 человек, образующие экипаж, могли вытащить суденышко, весившее десятки тонн.

Когда «льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед и тягами судно вызимают».
Дмитрий Откупщиков архангельский кормщик 17-18 века

Коч появился в 11 или 12 веке

В тот период новгородские мужики начали переселяться на север, к побережью Белого моря и дальше, и возникла потребность в судне, способном справляться со льдом. Его название связано то ли со славянским глаголом «кочевать», то ли со второй особенностью конструкции коча, отличающей его от прочих парусников: у него есть вторая ледовая обшивка, называемая «коца».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коч в Красноярском краеведческом музее фото
Коч в Красноярском краеведческом музее. Виден ледовый пояс обшивки — коца.
Кузнецов - Wikipedia

Ледокол не лучший скороход

Из-за наклонного форштевня и широко разваленных бортов, его скорость под парусами не превышает 6-7 узлов. Зато он отличается хорошей мореходностью: по историческим источникам, поморы ходили даже на Шпицберген. Такие русские первооткрыватели, как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, исследовали и покоряли север на таких парусниках и сами были умелыми кормщиками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Петр I относился к кочам холодно

Император даже выпустил указ, запрещавший строить эти суда из-за их устаревшей конструкции – так и в наши дни закон запрещает строить автомобили, корабли и самолеты, не удовлетворяющие современным требованиям безопасности и экологичности.

Самодержец рассчитывал, что сможет силой принудить корабелов перейти на более современные типы кораблей. Однако достойной альтернативы для путешествий по Арктике он предложить не смог – европейские типы для этого подходили плохо – поморские продолжали строить кочи вопреки власти.

фото
Ледокол «Ермак»
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто придумал ледоколы

То, что петровский указ остался невыполненным, обернулось к лучшему. В конце 19 века великий русские моряк и инженер Степан Макаров имел возможность изучить конструкцию коча и сконструировал по их подобию ледокол «Ермак», предтечу всех современных ледоколов.

реплика коч
Это не точная реплика традиционного парусника, а осовременная версия с рубкой.
Клуб "Полярный Одиссей"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коч жив. Теперь это предмет туризма и спорта

На русском Севере есть энтузиасты, продолжающие строить реплики старинных ледоколов. Не берусь судить о том, насколько точно им удается воспроизвести устройство старинных судов, но это и не столь важно. Восхищает уже то, что в наши дни их квадратные паруса можно встретить в арктических водах.