Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно строили
Как думаете, что общего у маленького деревянного парусника, пробирающегося между айсбергами, и огромным атомным ледоколом «50 лет Победы»?
Их объединяет особая яйцевидная форма корпуса. Борта судна имеют большой наклон наружу – в морской терминологии, развал бортов, – а форштевень сильно наклонен вперед. Такая форма позволяет судну вползать на лед, а если воду вокруг сковало льдом, упрощает его высвобождение.
Кстати, с этой формой связан популярный миф, что льды якобы выдавливают судно наверх. На самом деле, это не так. Но большой развал бортов и впрямь упрощает разблокировку судна. Для этого на каждом коче было по паре шлюпок, чтобы команда могла выбраться на прочный лед, и набор приспособлений из веревок и рычагов, с помощью которых 10-15 человек, образующие экипаж, могли вытащить суденышко, весившее десятки тонн.
Коч появился в 11 или 12 веке
В тот период новгородские мужики начали переселяться на север, к побережью Белого моря и дальше, и возникла потребность в судне, способном справляться со льдом. Его название связано то ли со славянским глаголом «кочевать», то ли со второй особенностью конструкции коча, отличающей его от прочих парусников: у него есть вторая ледовая обшивка, называемая «коца».
Ледокол не лучший скороход
Из-за наклонного форштевня и широко разваленных бортов, его скорость под парусами не превышает 6-7 узлов. Зато он отличается хорошей мореходностью: по историческим источникам, поморы ходили даже на Шпицберген. Такие русские первооткрыватели, как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, исследовали и покоряли север на таких парусниках и сами были умелыми кормщиками.
Петр I относился к кочам холодно
Император даже выпустил указ, запрещавший строить эти суда из-за их устаревшей конструкции – так и в наши дни закон запрещает строить автомобили, корабли и самолеты, не удовлетворяющие современным требованиям безопасности и экологичности.
Самодержец рассчитывал, что сможет силой принудить корабелов перейти на более современные типы кораблей. Однако достойной альтернативы для путешествий по Арктике он предложить не смог – европейские типы для этого подходили плохо – поморские продолжали строить кочи вопреки власти.
Кто придумал ледоколы
То, что петровский указ остался невыполненным, обернулось к лучшему. В конце 19 века великий русские моряк и инженер Степан Макаров имел возможность изучить конструкцию коча и сконструировал по их подобию ледокол «Ермак», предтечу всех современных ледоколов.
Коч жив. Теперь это предмет туризма и спорта
На русском Севере есть энтузиасты, продолжающие строить реплики старинных ледоколов. Не берусь судить о том, насколько точно им удается воспроизвести устройство старинных судов, но это и не столь важно. Восхищает уже то, что в наши дни их квадратные паруса можно встретить в арктических водах.