В это здание целиком вошел бы Диснейленд: 5 классных фактов о самом большом авиазаводе мира

Злые языки говорят, что в былые времена под крышами его цехов гуляли облака – настолько они высокие.
В это здание целиком вошел бы Диснейленд: 5 классных фактов о самом большом авиазаводе мира
Boeing
Содержание статьи

История авиазавода Boeing в городке Эверетт недалеко от Сиэттла, столицы штата Вашингтон, началась в драматичный момент. Судьба авиаконцерна висела на волоске: вложив колоссальные средства в создание гигантского авиалайнера Boeing 747, он оказался на грани банкротства. А клиенты побаивались покупать огромный самолет, не будучи уверенными, что он себя окупит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концерн спасла авиакомпания PanAm, разместив первый заказ сразу на 25 самолетов этого типа. Авторитет PanAm был настолько велик, что авиаперевозчики завалили Boeing заказами. И тут-то выяснилось, что текущие заводы компании не смогут справиться с производством сотен «Джамбо». Так началась история авиазавода в Эверетте.

Boeing 747
Juke Schweizer - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое большое здание мира

С момента открытия и по сей день главный цех этого авиазавода держит рекорд Гиннесса – это самое большое здание мира по внутреннему объему. Одно только это здание занимает 40 гектаров земли. В него мог бы целиком поместиться Диснейленд со всеми аттракционами. Сотрудники авиазавода пользуются собственной сетью велошеринга, сдающей в прокат велосипеды и трициклы.

авиазавод боинг эверетт
Jetstar Airways
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под крышей – мир со своим климатом

Интересно, что ни отопления, ни системы кондиционирования здесь нет. Цех настолько велик, что в нем сложился собственный микроклимат. В зимние месяцы здание само себя согревает за счет миллионов лампочек, излучения тел сотрудников и тепла от механизмов. Летом его охлаждают, открывая огромные ворота. Создаваемый эффект экономит немалые деньги.

Лишь система вентиляции потребляет энергию. Изначально цеха специально не вентилировались, но бывалые работники рассказывали, что под крышами цехов, внутренняя высота которых достигает 35 м, стали формироваться облака. Чтобы избавиться от них, пришлось модернизировать вентиляцию.

главное здание авиазавода в эверетте
Jeremy Elson - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкурент Диснейленда и пирамиды Хеопса

О новом авиазаводе пошла молва, едва он открылся. Тысячи людей мечтали увидеть огромные цеха своими глазами. Да и было на что посмотреть – чего стоят огромные мостовые краны, висящие на балках длиной с олимпийскую беговую дорожку, или 4 километра подземных тоннелей!

В первые несколько месяцев после открытия менеджеры боролись с потоком незваных посетителей, под любыми предлогами проникавших на предприятие.

А потом до боссов Boeing дошло, что они открыли способ зарабатывать, не производя самолеты, а просто показывая завод туристам. При нем открыли туристический центр, и в первый же год он принял 34 тысячи посетителей. В наши дни его ежегодно посещают 150 тысяч человек, принося хороший доход за счет продажи экскурсий и сувениров.

А что вы больше хотели бы посетить?
Долину фараонов в Египте
Диснейленд
Завод Boeing в Эверетте
Другое
сборка boeing 787
Boeing 787 на сборочной линии
Jetstar Airways
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Boeing 747 больше нет – что дальше

За свою историю авиазавод вымахал в размерах, а его рекордный сборочный цех увеличился в 3 раза. К исходным сборочным линиям, на которых собирали 747-е авиалайнеры, в 1979 году добавили еще одну, под следующую модель пассажирского самолета Boeing 767. Затем в 1990-м – еще одну, под Boeing 777. Самое недавнее расширение было сделано под Boeing 787.

В 2022 году с конвейера сошел последний Boeing 747 – четырехмоторный лайнер устарел и больше не может конкурировать с более экономичными двухмоторными авиалайнерами.

Boeing assembly line everett
Сборка Boeing 737
Boeing Future of Flight

Раньше завод в Эверетте потерял еще собираемый самолет: производство Boeing 787 было перенесено на другое предприятие.

Вместо них начали собирать Boeing 737 MAX, новейшее поколение самого маленького авиалайнера американского авиаконцерна.

Пока мы не знаем, какие новые машины придут на смену 747-му. Не факт, что мир увидит новый «Джамбо». А от того, куда повернет история авиации, будет зависеть и судьба уникального завода.