Сможет ли пассажир посадить коммерческий авиалайнер? Реальные истории и мифы
В голливудских блокбастерах часто встречается сцена, когда погибает пилот самолета, и один из героев – обычный пассажир – самостоятельно выполняет посадку воздушного судна. Но случалось ли это в реальной жизнь?
История с трагическим финалом
Посадить крупный коммерческий авиалайнер для обывателя – задача не из простых. В 2005 году трагичная история произошла с рейсом Helios Airways 522. Ошибка настройки давления привела к тому, что оба пилота потеряли сознание. Бортпроводник Андреас Продрому попытался управлять самолетом, но у него ничего не вышло. Вскоре кончилось топливо, и самолет разбился. Погибли все 121 пассажира. Это был единственный подобный случай с крупным авиалайнером.
Меньше самолет – больше шансов
С меньшими частными самолетами такие случаи происходили чаще. Один из самых известных случился с Дагом Уайтом в 2009 году. Он возвращался с семьей на легком самолете, когда пилот внезапно потерял сознание. У Уайта была лицензия пилота, но за штурвал он не садился уже много лет.
Мужчина сумел связаться с диспетчерами, которые шаг за шагом помогли ему посадить самолет. К сожалению, пилота спасти не удалось, но вся семья Уайтов выжила благодаря стойкости и быстрому обучению Дага.
Первый полет – серьезное испытание
В 2019 году австралиец Макс Сильвестр оказался в аналогичной ситуации, когда его инструктор потерял сознание во время первого учебного полета. Сильвестр не растерялся и с поддержкой диспетчеров приземлил самолет. Это была его первая посадка. Сам пилот вскоре пошел на поправку.
А если у вас слабое зрение?
В одном случае даже официально незрячий человек смог посадить самолет. У Чарльза Лоу, бывшего пилота, зрение оставляло желать лучшего, но он сумел посадить самолет после того, как его пилот, 80-летний Гарри Стителер, потерял сознание при заходе на посадку. Мужчина, который почти ничего не видел, смог довольно жестко, но успешно посадить судно и спасти себя и пилота.
Помощь от автопилота
Как мы уже говорили, дела с большими пассажирскими лайнерами обстоят иначе. Если бы кто-то из пассажиров попытался посадить Boeing 737, не имея подготовки, шансы на успех были бы близки к нулю. Управление крупным самолетом требует навыков и опыта, и даже сотни часов в авиационном симуляторе не заменят настоящего обучения.
Тем не менее, современные технологии уже обеспечивают некоторую помощь. Например, в частных небольших самолетах используется система Safe Return, которая самостоятельно управляет и сажает самолет. Пассажиру остается лишь нажать большую красную кнопку – все остальное автоматика выполнит сама. Система анализирует погоду, запас топлива, сообщает диспетчерам об экстренной посадке и выбирает безопасный аэропорт.
Каковы шансы?
Конечно, вероятность того, что все пилоты в большом самолете потеряют способность управлять, крайне мала: их здоровье тщательно проверяют, и всегда есть второй пилот. Но если что-то все же произойдет, шанс на спасение есть: с помощью автоматических систем и диспетчеров удавалось посадить самолет даже новичкам.