Сделано ИИ: насколько опасно садиться в ракету, созданную искусственным интеллектом

Возможности искусственного интеллекта стремительно развиваются. И если раньше он был всего лишь помощником, выполняющим рутинные задачи, то теперь – почти самостоятельная и думающая единица. Главное доказательство тому – прогресс в космической отрасли, движимый цифровым разумом.
Сделано ИИ: насколько опасно садиться в ракету, созданную искусственным интеллектом
Freepik

Одно из важнейших достижений искусственного интеллекта – разработка ракетного двигателя. Есть мнения, что на нем действительно можно летать. Но долговечно ли это изобретение? И что будет, если на космическом корабле с механизмом от ИИ когда-нибудь полетит живой человек?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли ИИ конструировать двигатели?

Летом 2024 года в научном мире появилась информация о том, в Великобритании был испытан первый в мире жидкостный ракетный двигатель, спроектированный ИИ и напечатанный на 3D-принтере. Он успешно прошел испытания и подтвердил свои технические характеристики. Эта информация дала радужные надежды на сокращение срока изготовления ракетных двигателей и, как следствие, на повышение доступности космических полетов.

По словам инженера, доцента кафедры 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» МАИ Ильи Николаева, двигатель от ИИ – это действительно интересное изобретение, которое не зря привлекло внимание специалистов космической отрасли со всего мира. В том числе инженеров из Дубая, которые уже начали проводить собственные аналогичные эксперименты. Однако с эксплуатацией двигателей, созданных машиной, не все так просто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть несколько факторов, которые следует учитывать, запуская механизмы в производство. Во-первых, необходимо наладить строгий процесс контроля качества во время печати и сборки. Во-вторых, важно на постоянной основе проводить тщательную проверку полученных двигателей. Если указанные процессы будут налажены, то двигатель от ИИ имеет хорошие шансы на внедрение в космической отрасли.

Впрочем, при всем оптимизме к проектам подобного рода следует относиться с осторожностью и здоровым скептицизмом. Важно учитывать, что в космос отправляются ракеты не только с грузом. «Невыполнение указанных требований может привести к катастрофическим последствиям, включая гибель людей», - подчеркнул эксперт.

ракетный двигатель будущего
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контроль качества

В настоящий момент механические свойства материалов, из которых изготавливаются ракетные двигатели, не внушают доверия: дело в том, что детали, полученные аддитивными методами, по своим характеристикам все еще сильно отличаются от тех, что были изготовлены традиционными методами. Так что при эксплуатации таких механизмов могут возникнуть проблемы.

«Важно также учитывать, что производство порошка для печати – дорогостоящий процесс. Зачастую для этого необходимо переработать больше исходного сырья», – отметил Илья Николаев.

Тем не менее, при всех возможных рисках сама идея привлечения ИИ к созданию механизмов для ракет имеет очень важное преимущество – сокращение времени производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ИИ собирает двигатель для ракеты
Freepik

Гонка экспериментов

Стартап британских ученых настолько заинтересовал весь мир, что представители разных стран начали гонку экспериментов. Как уже было сказано, первыми, кого покорила идея привлечения ИИ к процессу создания двигателей для ракет, были специалисты из ОАЭ. Однако и у России есть достаточно возможностей и ресурсов, чтобы оказаться в числе лидеров в этом направлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Применение 3D-технологий в двигателестроении пока ограничено. И это правильно, потому что для постоянного их использования необходимо разработать соответствующую нормативную базу. Только тогда можно будет говорить о безопасности и надежности напечатанных ракетных двигателей», — объяснил инженер.

Когда же покорение искусственным интеллектом космоса станет нашей реальностью? Точных сроков сегодня никто из ученых назвать не сможет. Впереди – большая исследовательская и практическая работа. Но вполне возможно, что фантастика станет реальностью уже в ближайшее столетие.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России