Предиктивная аналитика в авиации: как искусственный интеллект предсказывает поломку самолета

С развитием цифровых технологий процессы эксплуатации авиационной техники вышли на новый уровень эффективности. Так, в аэрокосмической отрасли предиктивная аналитика позволяет с помощью ИИ прогнозировать критические ситуации, связанные с отказом оборудования, и сигнализировать о необходимости внепланового техобслуживания.
Предиктивная аналитика в авиации: как искусственный интеллект предсказывает поломку самолета
Freepik
Спросили у эксперта, как искусственный интеллект делает наши путешествия в воздухе безопаснее.
ПётрУхов
кандидат технических наук,
доцент кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование», заместитель начальника управления IT-Центра МАИ

«Традиционно контроль за техническим состоянием оборудования авиатехники ведется на основе планового техобслуживания, регламентов настройки режимов, а также анализа, основанного на исторических данных, – рассказывает Пётр Ухов. – Благодаря предиктивной аналитике техобслуживание может производиться по мере необходимости, что позволяет обнаруживать дефекты на ранних стадиях и предотвращать аварийные остановки оборудования».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продолжением предиктивной аналитики является прескриптивная аналитика, которая направлена на настройку режимов оборудования и оптимизацию тех или иных параметров. В результате применения алгоритмов ИИ в этой области снижаются издержки, а коэффициент безопасности полетов растет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как предотвращаются поломки самолетов
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Индекс здоровья» самолета

Предиктивная аналитика позволяет делать заключение на основе имеющихся данных. Для составления прогноза в машину загружается эксплуатационная, проектная и конструкторская документация, данные изменения параметров оборудования в ходе нормальной эксплуатации, информация об объеме проведенного ТО и зафиксированных отказов в работе оборудования. Это могут быть актуальные значения таких параметров, как давление, температура, расходы топлива и специальных жидкостей. Кроме того, могут быть использованы математические закономерности, например, математическая модель двигателя или его компонента.

На основе всего этого создается предиктивная модель оборудования и формируется прогноз в виде различных параметров. Одним из таких параметров может быть «индекс здоровья» – показатель надежности системы и дополнительная информация, характеризующая причины возможного отклонения от нормы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С помощью искусственного интеллекта эксплуатант может определить, например, когда необходимо совершить промывку авиационного двигателя, чтобы температура газа за турбиной не достигала критических значений и сохранялся оптимальный расход топлива. Промывают двигатель как водой, так и достаточно дорогими химическими составами с ингибиторами коррозии. Поэтому рекомендации по использованию того или иного процесса позволяют повысить ресурс и сделать это экономически эффективнее», — отмечает эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как ИИ помогает обслуживать самолеты
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диагноз для двигателя

В России уже есть опыт решения подобных проблем. Например, в рамках программы по импортозамещению компания S7 TechLab разработала отечественную систему мониторинга состояния авиационного двигателя. Прежде использовалась швейцарская, которая работала в режиме облачного сервиса: статистические данные отправлялись за рубеж, где искусственный интеллект и система статистики вычисляли параметры качества работы двигателя и присылали назад готовые рекомендации по обслуживанию техники.

В 2023 году специалисты передали на Цифровую кафедру Московского авиационного института данные по эксплуатации авиационных двигателей. На их основе студентами были обучены модели машинного обучения и проанализированы входные и выходные данные системы мониторинга авиационного двигателя.

Молодые инженеры предложили ряд решений, которые будут использованы в новых системах предиктивной аналитики. В том числе было представлено решение, которое прогнозирует запас температуры газов в двигателе на основе многочисленных параметров системы мониторинга.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России