«Как радист не нужен?» Странный факт из истории советского авиалайнера Ан-24
Новый авиалайнер, предназначенный в замену устаревшим Ил-12 и Ил-14, проходил испытания на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. За те 3 года, пока авиаконструкторы дорабатывали машину, устраняя замечания заказчика, электронная промышленность создала более совершенные радионавигационные системы. Если раньше для управления самолетом требовался экипаж из пяти человек – два пилота, штурман, радист и бортовой техник, – то с новой техникой пилоты управлялись без посторонней помощи.
Решили попробовать уменьшить экипаж до двух человек. Испытания двухместный Ан-24 прошел успешно, и приказом Совета Министров СССР его запустили в серию в версии с кабиной на два кресла.
В наши дни такую прибавку эффективности встретили бы на ура
Но в 1962 году, когда первые 24-е поступили в авиаотряды «Аэрофлота» и других гражданских ведомств, возникла загвоздка: внезапно образовались лишние люди, что в социалистическом лагере было неслыхано и нетерпимо, рассказывает портал «Уголок неба».
Вместо того, чтобы совершенно логичным образом переквалифицировать высвободившиеся кадры на другую работу, авиаторы начали требовать, чтобы самолет переоборудовали под места для борттехника и радиста. И объяснение у противников новшества нашлось: «для снижения нагрузки на экипаж».
Так что самолет пришлось демодернизировать, добавив дополнительные кресла. Изначально просторная кабина Ан-24 внезапно стала тесной.
В мировой авиации переход на экипажи из двух человек начался на 7 лет позже
Первыми реактивными лайнерами такого типа стали Boeing 737 в 1969 году (cм. фото кабины выше) и McDonnell Douglas MD-9 чуть позже. Так что КБ Антонова в этом вопросе опередило мировой прогресс.