«Всевидящее око» вашей безопасности: когда беспилотникам доверят жизни людей
Сегодня небольшими летающими механизмами вряд ли кого-то можно удивить. Но когда речь заходит о действительно серьезных беспилотных конструкциях, возникают логичные вопросы: насколько это опасно и можно ли вообще с ними сосуществовать?
Не во вред, а на пользу
Прогресс не стоит на месте, и в XXI веке ставка на беспилотники действительно большая. Несмотря на то, что БЛА традиционно связывают с военным делом, их применение в гражданском секторе не менее востребовано. И в подавляющем большинстве случаев разработчики ориентированы именно на обеспечение безопасности граждан.
Так, в Московском авиационном институте была разработана беспилотная охранная система «Контур», которая может применяться в том числе на особо важных объектах. БЛА умеет без участия человека наблюдать за вверенной территорией, анализировать данные и фиксировать нарушения и преступления, если таковые имеют место. Чтобы создать такого бдительного помощника, потребовалось обучить 16 нейросетей, плотно взаимодействующих друг с другом.
«Одна нейросеть лучше обнаруживает людей, исходя из данных беспилотника, другая – автомобили и прочее. У каждой – своя роль, но в целом, это один большой конвейер, позволяющий точно определять, что происходит на местности, и в случае необходимости информировать соответствующие структуры», – объяснил замначальника IT-Центра Московского авиационного института Пётр Ухов.
Действительно, уникальная система с беспилотником может передавать данные о возможном преступлении – воровстве, нападении, взломе – прямо на пульт охраны, сокращая время реакции на ЧП. Кроме того, она сама способна предотвратить неприятную ситуацию, если понимает, что таковая имеет шансы быть.
Под контролем не только ситуация с преступностью
Беспилотные авиационные системы (БАС) обучают не только бороться с криминалом, но и работать с опасными для жизни человека ситуациями. В частности, отрабатываются сценарии возможных пожаров, пропажи людей на местности, мониторинга окружающей среды на предмет возможных техногенных и экологических катастроф, оценки состояния жилища.
«БАС-технологии полезны для общества. Очень многие проекты с их использованием сегодня направлены на обеспечение человеческой безопасности. С помощью БАС мы стремимся снизить риски для человека в опасных сферах жизнедеятельности. Беспилотные авиационные системы прочно войдут в нашу жизнь уже в ближайшие 5-10 лет. Этим вопросом – технологическим прорывом в сфере БАС – озадачены если не все, то почти все министерства в нашей стране, – подчеркнула директор по продукту "Аэросим" компании ООО "Аэротэк" Юлия Сретенская.
Не обошли специалисты и тему заботы БЛА о человеке с точки зрения банального бытового комфорта. По словам экспертов, с активной интеграцией беспилотников в привычную жизнь люди забудут о долгой доставке грузов и посылок, а еще перестанут переплачивать за курьерские услуги – даже эту роль возьмет на себя роботизированный помощник.
Так сможем ли мы в ближайшем будущем отчасти доверить БЛА все сферы нашей жизни? Скорее да, чем нет. Но это произойдет постепенно.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России