«Всевидящее око» вашей безопасности: когда беспилотникам доверят жизни людей

Сложно поверить, но первые концепты беспилотных летательных аппаратов появились почти 200 лет назад – в начале XIX века. Историки относят к ним разработки английского инженера Джорджа Кейли, немецкого ученого Отто Лилиенталя и, конечно, изобретения Николы Теслы. Последние оказались настолько удачными, что фактически стали прототипами современных БЛА.
«Всевидящее око» вашей безопасности: когда беспилотникам доверят жизни людей
Freepik

Сегодня небольшими летающими механизмами вряд ли кого-то можно удивить. Но когда речь заходит о действительно серьезных беспилотных конструкциях, возникают логичные вопросы: насколько это опасно и можно ли вообще с ними сосуществовать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не во вред, а на пользу

Прогресс не стоит на месте, и в XXI веке ставка на беспилотники действительно большая. Несмотря на то, что БЛА традиционно связывают с военным делом, их применение в гражданском секторе не менее востребовано. И в подавляющем большинстве случаев разработчики ориентированы именно на обеспечение безопасности граждан.

Так, в Московском авиационном институте была разработана беспилотная охранная система «Контур», которая может применяться в том числе на особо важных объектах. БЛА умеет без участия человека наблюдать за вверенной территорией, анализировать данные и фиксировать нарушения и преступления, если таковые имеют место. Чтобы создать такого бдительного помощника, потребовалось обучить 16 нейросетей, плотно взаимодействующих друг с другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Одна нейросеть лучше обнаруживает людей, исходя из данных беспилотника, другая – автомобили и прочее. У каждой – своя роль, но в целом, это один большой конвейер, позволяющий точно определять, что происходит на местности, и в случае необходимости информировать соответствующие структуры», – объяснил замначальника IT-Центра Московского авиационного института Пётр Ухов.

Действительно, уникальная система с беспилотником может передавать данные о возможном преступлении – воровстве, нападении, взломе – прямо на пульт охраны, сокращая время реакции на ЧП. Кроме того, она сама способна предотвратить неприятную ситуацию, если понимает, что таковая имеет шансы быть.

В «Контур» встроили возможность включения сигналов тревоги и голосовых предупреждений, услышав которые вероятный преступник может испугаться и отступиться от задуманного.
как гражданские беспилотники помогают обществу
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под контролем не только ситуация с преступностью

Беспилотные авиационные системы (БАС) обучают не только бороться с криминалом, но и работать с опасными для жизни человека ситуациями. В частности, отрабатываются сценарии возможных пожаров, пропажи людей на местности, мониторинга окружающей среды на предмет возможных техногенных и экологических катастроф, оценки состояния жилища.

«БАС-технологии полезны для общества. Очень многие проекты с их использованием сегодня направлены на обеспечение человеческой безопасности. С помощью БАС мы стремимся снизить риски для человека в опасных сферах жизнедеятельности. Беспилотные авиационные системы прочно войдут в нашу жизнь уже в ближайшие 5-10 лет. Этим вопросом – технологическим прорывом в сфере БАС – озадачены если не все, то почти все министерства в нашей стране, – подчеркнула директор по продукту "Аэросим" компании ООО "Аэротэк" Юлия Сретенская.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не обошли специалисты и тему заботы БЛА о человеке с точки зрения банального бытового комфорта. По словам экспертов, с активной интеграцией беспилотников в привычную жизнь люди забудут о долгой доставке грузов и посылок, а еще перестанут переплачивать за курьерские услуги – даже эту роль возьмет на себя роботизированный помощник.

Так сможем ли мы в ближайшем будущем отчасти доверить БЛА все сферы нашей жизни? Скорее да, чем нет. Но это произойдет постепенно.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России