Почему океанские лайнеры были черными, а круизные корабли всегда белые: не то, о чем вы подумали
Само слово «пароход» дает подсказку. Первые пароходы питались, как известно, углем. У угля есть противное свойство создавать массу въедливой и трудноотчищаемой пыли. Посмотрите, как выглядела погрузка угля на типичный океанский лайнер сто лет назад.
Если бы корпус был любого другого цвета, его после каждого рейса приходилось бы отмывать. Вот и стали корпуса делать черными – для практичности.
Белые вороны. То есть, пароходы
Исключения существовали. Например, по заказу судовладельца Canadian Pacific Steamship Company в последнем десятилетии 19 века на воду были спущены три однотипных парохода для перевозки пассажиров через Атлантику, три «Императрицы»: Empress of China, Empress of India и Empress of Japan, все окрашенные в белый цвет. Затем в 1930-х к ним присоединилась четвертая – Empress of Britain.
Серый голландец
Между Нидерландами и США курсировал также голландский Rotterdam серого цвета – сейчас это корабль-музей. Но это, скорее, исключения из правила, чем норма. Все самые знаменитые океанские лайнеры, от Titanic и его собрата Olympic, последние и самые великие лайнеры-гиганты Queen Mary, Queen Elisabeth, Normandie, United States и остальные, были черными с белой надстройкой.
Даже переход на нефть, жидкое и менее пачкучее топливо, не разбил традицию. В середине 1930-х британский лайнер Mauritania (тот самый, который лишил «Титаник» звания самого быстрого корабля) был переведен на нефтяные котлы и перекрашен в белый цвет. Но он так и остался в гордом одиночестве среди себе подобных.
Карманные немецкие лайнеры
Другую попытку разбить тенденцию сделали немецкие судовладельцы. После Второй мировой войны Германия стала строить «карманные лайнеры» с дизельными двигателями – не столь быстроходные, зато экономичные – и красили их в белый цвет. То был закат эры корабельных пассажирских перевозок, наступал век реактивной авиации.
А теперь о круизных судах
Еще в эпоху паровых двигателей морской туризм начал набирать популярность. Как-то не сговариваясь, владельцы круизных кораблей окрашивали их в белый цвет.
Первая причина – комфорт пассажиров. Маршруты круизных судов пролегают через теплые широты, где белый цвет позволяет ограничить жару в каютах, отражая тепло солнца. В отличие от них, пассажирские лайнеры курсировали чаще всего через северную Атлантику.
А еще дело в рекламе. Белые круизные корабли эффектно выглядят на фотографиях на фоне лазурного неба и зеленых островов, создавая образ щеголя в белом костюме. Напротив, морские лайнеры в своих черных «костюмах» с белой сорочкой надстройки похожи на деловитых бизнесменов.
Красный, синий, голубой – не подходит никакой
Круизные операторы порой экспериментируют с цветом, представляя цветные круизные суда. Например, у Disney существовал тематический теплоход, сочетавший синий и голубой. Но и эта практика не прижилась: подавляющее большинство судов этого класса остаются белыми.
СССР разбил традицию
Наша страна вмешалась в эту пеструю компанию в 1970-х, начав предлагать иностранным туристам круизы на советских кораблях.
Хотя большинство из них были, как и водится, белыми, существовал один отщепенец: «Иван Франко», головное судно из серии однотипных теплоходов, построенных в начале 1970-х в ГДР по заказу Советского Союза. Его корпус был черным, как у круизных лайнеров. Возможно, начальство Совморфлота просто не сразу разобралось в неписаных традициях западного мира, но быстро исправилось: остальные суда той же серии красили в белый.