Будем летать на электрических самолетах? Вот каким может быть будущее авиации!

Двигатели внутреннего сгорания десятилетиями доминировали в сфере транспорта. Правда, в XXI веке «электрическая революция» набирает обороты. Электромобили уже занимают значительную долю рынка: в 2022 году в США продажи электромобилей (включая гибриды) выросли на 55% и составили около 13% от всех продаж.
Будем летать на электрических самолетах? Вот каким может быть будущее авиации!
сreated by techinsider.ru using the DALL-E

Электрические поезда давно стали привычным явлением, также существуют электролодки, а еще в 2023 году Федеральное авиационное управление США (FAA) одобрило испытания первого полностью электрического летающего автомобиля. Так, можно предположить, что электричество вскоре захватит и небо? На самом деле, электрические самолеты уже существуют, но их использование — ограничено.

На пути к созданию полностью электрических пассажирских лайнеров есть много препятствий, однако эти барьеры постепенно преодолеваются. Сегодня полеты на электроприводе доступны немногим, но в будущем люди, вероятно, будут-таки летать на «батарейных самолетах» хотя бы иногда.

NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее авиации — электрические самолеты?

  • Транспорт — один из крупнейших глобальных источников выбросов парниковых газов: на авиацию приходится около 3% всех ежегодных выбросов.

Западные эксперты отмечают: с ростом населения и технологического прогресса количество самолетов в воздухе будет только увеличиваться, а доступность полетов — расширяться. Это делает авиацию самым быстрорастущим источником индивидуальных выбросов. Так, сокращение, а в перспективе и полное устранение выбросов от самолетов, — задача, над которой работают ученые из разных стран.

В 2016 году ООН установила новые стандарты выбросов для всех новых самолетов, и многие авиакомпании уже соответствуют этим требованиям. Однако для достижения нулевых выбросов потребуется отказаться от горючего топлива и перейти на электричество.

NASA/Eddie Winslead
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема плотности энергии

Для поддержания полета и высоты самолету необходимо много энергии, а создание такого транспорта с высокой топливной эффективностью — это вызов для инженеров. Проблема заключается в массе самолетов, включая экипаж, пассажиров, багаж и топливо.

  1. Так, для общедоступной авиации необходимо как можно больше энергии в минимальном объеме, — то есть нужно добиться высокой плотности энергии.
  2. Плотность энергии измеряется в ватт-часах на килограмм топлива.
  3. Лабораторные батареи способны выдавать свыше 700 ватт-часов на килограмм, — что все равно уступает авиационному топливу с его показателем в 12 000 ватт-часов на килограмм.
сreated by techinsider.ru using the DALL-E
Современные электрические батареи слишком тяжелые, чтобы обеспечить длительный полет, — поэтому нужны более легкие и эффективные аккумуляторы.

Alice – первый электрический пассажирский самолет

Самолет Alice от компании Eviation, возможно, станет первым коммерческим электросамолетом, который будет перевозить пассажиров, возможно, уже к 2027 году. По заявлению компании, он сможет перевозить до девяти пассажиров на расстояние до 400 км без подзарядки. И все же реальная дальность полета будет зависеть от множества факторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
сreated by techinsider.ru using the DALL-E
Прототип Alice на Парижском авиасалоне в июне 2019 года отличался одним толкающим винтом, двумя законцовками крыла, V-образным хвостом и шасси с хвостовым тягачом /
Прототип Alice на Парижском авиасалоне в июне 2019 года отличался одним толкающим винтом, двумя законцовками крыла, V-образным хвостом и шасси с хвостовым тягачом /
wikimedia.org

В 2020-е годы самолет Alice успешно прошел ряд испытательных полетов и привлек заказы от нескольких компаний США. Региональный авиаперевозчик Monte заказал 30 самолетов, а южнокорейская компания Solyu выразила намерение приобрести 25 самолетов с возможностью удвоить заказ. Если все пойдет по плану, уже в 2030-е годы можно будет свободно брать в аренду частный электрический самолет или покупать билет на региональные рейсы на таком лайнере.