Лидеры инноваций: на промышленном конгрессе предприятия обменялись опытом внедрениях цифровых технологий
Любое масштабное производство — маленький город, где на результат влияют сотни процессов и тысячи действий. В такой сложной системе несущественный на первый взгляд сбой может обернуться большими последствиями. Производственники знают это на своем опыте. Чтобы «продать» им новую технологию, нужно наглядно показать, как она поможет в работе, качественно или количественно повлияет на результат.
«Производство — это консервативная отрасль. Именно оно отвечает за создание добавленной стоимости продукта, поэтому все вмешательства со стороны воспринимает настороженно. Его задача стабильно, в срок и в нужных объемах выпускать продукцию», — говорит директор центра развития цифровых технологий, ГМК «Норильский никель» Алексей Тестин.
По словам Алексея, IT-специалистам требовалось пройти большой путь, чтобы оправдать кредит доверия от коллег-производственников: «Нужно было, например, объяснить, каким образом искусственный интеллект поможет операторам в их деятельности. Объясняли коллегам, как функционирует нововведение. Дальше договаривались о запуске испытаний. Этот период занимал около 3-х месяцев. Затем переводили решения в промышленную эксплуатацию и для производства они становились "своими"".
Именно поэтому так важны площадки, где компании могут обменяться опытом разработки и внедрения новых инструментов. Одна из крупнейших таких площадок — промышленный конгресс IN’HUB. В этом году он прошел в Мурманске в конце сентября. В третьем по счету конгрессе приняли участие руководители инновационных проектов и эксперты из 80 компаний, в том числе крупных металлургических, нефтяных, энергетических и машиностроительных предприятий.
Площадка IN’HUB дает им возможность обмениваться практическими кейсами, перенимать друг у друга успешный опыт. О многих таких проектах подробно рассказали в конкурсе корпоративных проектов улучшений «Трансформация», который прошел в рамках конгресса. Было представлено более 30 проектов.
Такой формат площадки позволяет участникам собрать те самые качественные и количественные показатели внедрения инноваций, которые так ценятся производственниками. Взаимодействие с персоналом — важная составляющая дискуссий IN’HUB. Теме развития кадрового потенциала, привлечения талантов и достижения благополучия сотрудников был посвящен весь второй день конгресса.
Проекты конкурса «Трансформаций»
Рассмотрим проекты конкурса «Трансформаций» в сфере технологий, инноваций и человеческого капитала — трех направлений, которые лежат в основе формирования производственного потенциала отечественных промышленных компаний.
Технологии — улучшение существующего производства
В производстве участвуют сотни процессов, поэтому не так уж просто найти те этапы, где небольшое изменение может обернуться значительной выгодой. Например, как обнаружила команда АО «Евраз ЗСМК», каждый 1% роста качества известняка, который используется на линии производства стали, способен принести компании ежегодную прибыль в 26,6 млн рублей за счет снижения потерь железа в процессе переработки. В презентации «Повышение содержания кальция в обожженном известняке» команда рассказала, как проанализировала проблему и стабилизировала производство. Как отметили представители, во многом помог клиентоориентированный подход. Внедренные инициативы даже не потребовали капитальных вложений.
Значительных изменений можно добиться и за счет цифровой «поддержки» производства. Так, департамент инноваций ЗФ ПАО «ГМК "Норильский никель" разработал комплексное решение для сокращения количества металлов, попадающих при переработке в шлак. Проанализировав весь процесс, специалисты предложили точки, где можно установить датчики, в частности, ИК-камеры, и дополнительное оборудование, в том числе экспресс-лабораторию, для быстрого сбора данных в реальном времени. Разработанные "калькуляторы" и программные решения, используя эти данные, помогут оптимизировать весь процесс и снизить потери. О проведенной работе компания рассказала в презентации "Оптимизация конвертерного передела".
Аналогичную «Интеллектуальную систему автоматического управления технологическим процессом флотации» представила Бизнес-система. Она тоже комплексно подошла к задаче повышения извлечения меди в медный концентрат. Разработанное цифровое решение позволяет мониторить более 340 показателей процесса и управлять 123 параметрами. В помощь сотрудникам на этапе запущена система видеоаналитики. В апреле 2024 года система была переведена в промышленную эксплуатацию на всех линиях флотации. Проект взял гран-при в конкурсе проектов «Трансформация».
Команда Бизнес-системы взяла и первое место в номинации «Операционная эффективность» с другим своим аналогичным проектом — «Внедрение цифровых решений при модернизации агломерационного производства». Компания перешла на онлайн-контроль процессов, автоматизировала сбор и хранение данных, стабилизировала объем входного сырья и — что немаловажно — улучшила социально-бытовые условия работы персонала. За счет этих мероприятий уже удалось увеличить производство.
Как показывает практика, работа с «отходами» за счет новых технологий тоже бывает экономически выгодной. О задаче этого класса рассказал начальник основного производственного участка флотации остатка хлорного растворения в кольском дивизионе «Норильского Никеля» Антон Цвырко:
«К нам пришел незнакомый материал в виде остатка хлорного растворения. Мы поняли, что с продуктом можно и нужно работать. Необходимо было добиться, чтобы все "драги" были сосредоточены в едином пенном продукте. В дальнейшем они должны были перерабатываться в химико-металлургическом цехе для получения готового материала для потребителя. Мы то звено, которое концентрирует этот материал. К нам приходит бедный продукт, мы делаем из него богатый».
За счет повышения эффективности флотации и фильтрации, а также извлечения драгоценных металлов в конечный продукт удалось поднять производительность флотации на шесть тонн в сутки и получить экономический эффект более 1,3 миллиарда рублей в год, о чем команда рассказала на презентации «Палладий в пену. Повышение селективности флотации».
«Мы берем этот "брак", растворяем, дальше упариваем раствор. Кристаллизуем и получаем, по сути, соль. В этом году мы начали успешно реализовывать его на внутреннем рынке. Сульфат никеля используется для производства аккумуляторных батареек, при производстве катализаторов, а также применяется в гальванике», — объяснил профильный руководитель — старший технолог химико-металлургического цеха АО «Кольского ГМК» Дмитрий Николаев.
Сотрудник градообразующего предприятия уточнил, что производство полностью безотходное: все, что было растворено, впоследствии просто получает другую форму — сульфат никеля.
Важно анализировать все этапы производства. Команда Заполярного транспортного филиала «Норникеля» выявила «узкое горлышко» в работе своего порта на полуострове Таймыр в городе Дудинка: в основном транспорте узле, обеспечивающем жизнь всего Таймырского Долгано-Ненецкого и Норильского промышленного районов. За счет совершенствования электронного журнала выдачи заданий на рабочую смену и стандарта осмотра и сортировки контейнеров им уже удалось сократить время работы с контейнерами, простоя техники и задействованного персонала с 4 часов до 3,5 часа. За счет новой маркировки и организации единой площадки хранения команда планирует сократить это время до двух часов. Проект «Эффективный порт» победил в номинации «Потенциал эффективности».
Инновации — новые решения, новые подходы
Развивающиеся технологии требуют все более качественных материалов. Во многих сферах, где используется гальванического покрытие, — от космоса и автомобилей до украшений и медицинских инструментов — вырос спрос на никель высокой чистоты (high purity). Для сохранения возможности сбыта металлического никеля команда АО «Кольской ГМК» предлагает в своем проекте выйти на этот рынок гальванопокрытий и суперсплавов. В первые три квартала 2024 года компания выпустила примерно 2,2 тысячи тонн премиальной никелевой продукции. А ее проект «Игра на повышение. Выпуск премиальной продукции» (программа «Кому не все равно» команды АО «Кольская ГМК») разделил первое место в номинации «Потенциал эффективности» с проектом «Эффективный порт».
Тем временем другая команда «Норникеля» обучает подземную технику с помощью нейронных сетей, оснащая ее видеокамерами, видеорегистраторами, модулями связи и бортовым компьютером. За счет реализации проекта «Видеоаналитика СБУ» производительность самоходных буровых установок значительно выросла, повысив качество бурения.
Немало инновационных проектов фокусируется на экологических вопросах. Так, проект «Пластик в дело» занимается разработкой и внедрением системы переработки пластиковых отходов в готовые изделия. Проект получил первое место в номинации «Эффективность. Безопасность. Экология».
Люди — основа успешного предприятия
Безопасная и комфортная рабочая среда — обязательное условие любой современной успешной компании. Компания «Свеза» представила на конкурсе проект «Трансформация системы управления охраной труда с применением методологии ADKAR». Опросив сотрудников разных категорий, от рабочих до начальников производств, авторы проекта выявили проблемы и разработали инструменты для всестороннего повышения безопасности труда сотрудников.
Компания АВТОВАЗ рассказала об улучшении условий работы за счет эргономики. Выявив задачи, которые вызывают у сотрудников наибольший дискомфорт, они упростили эти этапы с помощью механических и автоматических устройств и манипуляторов, а также ротации сотрудников. Эффект проекта «Эргономика — путь к созданию идеального рабочего места» уже заметен — снизился процент больничных и текучести персонала.
Первое место в номинации «Человеческий капитал. Развитие. Вовлеченность», а также Приз зрительских симпатий завоевал проект «В хорошей компании (Вовлечение в корпоративные программы сотрудников рабочих специальностей)» Заполярного филиала ГМК «Норильский никель». Это программа и мобильное приложение для вовлечения сотрудников в молодежную корпоративную программу, укрепления горизонтальных связей и формирования клубов по интересам. Программа уже охватила более 20 населенных пунктов, в ней зарегистрировалось более 7,3 тысячи пользователей. Сотрудники даже начали сами участвовать в организации мероприятий.
«Многие компании нацелены на то, чтобы не только улучшать эффективность бизнес-процессов, но и делать жизнь своих сотрудников интереснее, качественнее и благополучнее. Для этого необходимо развивать HR-бренд компании и создавать цифровые продукты вокруг этого. Это помогают привлекать молодое поколение в производственный сектор на инженерные должности и в производственные профессии», — объяснил представитель диджитал-студии Tetraform Андрей Пилипцов.
Для вовлечения младшего поколения в инженерные специальности, диджитал-студия Tetraform совместно с «Норникелем» разработала проект «Город профессий». Интерактивный портал о профессиях занял первое место в номинации «Эффективность. Технологии. Инновации». Чтобы создать действительно полезный продукт, компания провела исследование аудитории и проконсультировалась с психологами-профориентаторами. В общей сложности, на портале рассказано про 147 специальностей. Насыщенная игровыми механиками яркая энциклопедия и ее маскот — бот Ni-28 — стали эффективным инструментом для профориентации школьников.
Обмен опытом и внедрение в практику
Многие компании, участвующие в конгрессе IN’HUB, в «обычной» жизни конкурируют друг с другом. Площадка дает им возможность открыто рассказывать об успешных проектах, стимулируя взаимное развитие.
«Если мы не будем смотреть, что происходит у соседа, мы никогда не узнаем о том, какими лучшими практиками улучшать свои процессы. Если мы, как площадка IN'HUB, можем сделать что-то, объединив между собой, в том числе и конкурентов, то для нас это отличная возможность для того, чтобы и та, и та компания развивалась. Здесь выступаем в роли клея, который объединяет, который создает не триггеры, а возможности», — сказал Владислав Армизонов, продюсер IN’HUB.
На дискуссиях и круглых столах, и, несмомненно, в коридорах и на ланч-брейках, участники обсуждали создание устойчивых бизнес-моделей и развития персонала в условиях изменяющейся производственной и окружающей среды.
«Это возможность создать новые связи, почувствовать восходящие тренды, осознать вызовы, с которыми сталкиваются компании и, конечно, найти близких по духу людей, с которыми можно сделать нечто большое и нужное — совместно», — поделилась впечатлениями Александра Свердловская, сооснователь диджитал-студии Tetraform.
Через индивидуальное развитие предприятий укрепляются отрасли, и, как следствие, экономика страны.
«Медленно, но качественно мы идем к технологическому суверенитету. Компаниям, особенно крупным, крайне сложно меняться быстро. Инновации — инструменты повышения эффективности. Для нас всех важно, чтобы компания прирастала либо качественно, либо количественно, в объемных показателях и появлении новых продуктов с помощью нашей площадки.
Важно и то, что можем черпать эти решения друг у друга. Конечно, год от года они очень сильно отличаются, меняются фокусы, меняются внешние вызовы. Сейчас мы видим, что проблем становится больше, но при этом и решений тоже становится больше. Мы идем к тому, чтобы стать независимыми с точки зрения технологий, и над этим нужно работать вместе», — подвел итог Владислав Армизонов, продюсер IN’HUB.
Инновации требуют значительных вложений ресурсов, поэтому каждая компания выбирает, на каких проектах и идеях сфокусироваться. Другой важный аспект — специалитет проблем. В металлургической, нефтяной, энергетической и машиностроительной сферах много крайне специфических задач, которым нет готовых решений на «внешнем» рынке. Найти эти решения помогает обмен опытом разработки и внедрения инноваций у компаний со схожим профилем. Будет интересно посмотреть, как предприятия учтут опыт коллег и какие новые решения представят в следующем году.