Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Большинство пассажирских самолетов изнутри устроены примерно одинаково. Салоны популярных советских машин, таких как Ту-154, Ту-134 или Ил-62, мало чем отличались от современных Boeing и Airbus. Ил-86 – совсем другая история.
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности
Aktug Ates — Wikipedia
Ил-86 был единственным широкофюзеляжным самолетом в парке «Аэрофлота». Это означает, что в его большом, 350-местном салоне было два прохода между креслами, а не один, как обычно.

В мире из самолетов такого класса наиболее известен Boeing 747. Но и от него Ил-86 резко отличался с точки зрения пассажира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот вас приглашают на посадку. Багаж сдавать не надо – вы берете его на летное поле с собой. Подходите к самолету, стюардессы делят всех пассажиров на три потока: один к переднему входу, второй к среднему, третий к заднему. Трапов нет – самолет сидит на колесах очень низко, почти касаясь брюхом бетонки. Входные люки не открываются вбок, как двери, а опускаются вниз к земле, образуя широкие аппарели со ступеньками.

Над сиденьями среднего ряда Ил-86 нет багажных полок.
Над сиденьями среднего ряда нет багажных полок.
Sergey Kustov - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы поднимаетесь на борт, на нижнюю палубу: здесь в три ряда обустроены стеллажи, на которых размещается багаж. Затем, уже без багажа, по широкой лестнице входите на вторую палубу, где установлены кресла. Идете по широкому проходу – гораздо более широкому, чем в современных авиалайнерах, – садитесь в свое кресло. И тут обнаруживаете, что изнутри самолет кажется гораздо короче, чем снаружи. Все из-за того, что его фюзеляж фактически разделен на три отсека: передний, средний и задний. У каждого свой вход, своя бригада бортпроводников и свой буфет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большой парадокс гражданской авиации

Конструкторы КБ Ильюшина пришли к такой необычной схеме, когда решали одну характерную проблему.

Когда самолеты растут в размерах, у них увеличивается число рядов сидений: у первых авиалайнеров было два ряда, разделенных проходом, затем стало три, четыре, пять и в конце шесть. Дальше по логике нужно делать семь или восемь рядов, чтобы получить более вместительный самолет, но становится неудобно – пассажирам ближнего к борту ряда долго пробираться к своему креслу, а стюардессам трудно их обслуживать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина Ил-62 фото
Кабина Ил-62
Thomas Peddle - Flickr

Сделать второй проход – жалко потерянную площадь. К тому же, поскольку фюзеляж в сечении круглый, при увеличении его диаметра над головами пассажиров образуется значительный объем, никак не используемый.

Вот почему ильюшинские конструкторы сначала не хотели делать фюзеляж круглым и широким. Работать над Ил-86 начали, когда потребовался самолет более вместительный, чем Ил-62. Сначала они попробовали просто удлинить фюзеляж на 6 метров – так родился 250-местный Ил-62М. Однако летать в этом самолете было неуютно – длинный узкий фюзеляж создавал визуальное ощущение тоннеля, а пробираться к задним рядам по длинному проходу было неудобно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ил-86 самолет
GoodFon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стали искать способ увеличить вместимость, не увеличивая длину. Один из вариантов, рассматривавшихся в КБ, представлял собой высокий овальный фюзеляж, сплющенный с боков, с двумя палубами. В другом варианте фюзеляж сделали широким, как бы сплющенным сверху и снизу. Переборка в диаметральной плоскости делила его на правый и левый салоны, по пять мест в каждом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У овального фюзеляжа есть проблемы с прочностью: в полете его распирает давление воздуха в герметичном салоне – повышенные нагрузки, опасно.

ил-86 самолет
Ил-86...
Dmitry A. Mottl - Wikipedia
Boeing 747 самолет
и Boeing 747
Ken Fielding - Flickr

И чтобы аэропорты не перестраивать

Ильюшинцы вернулись к круглому фюзеляжу. Задачу усложняло требование, чтобы новый самолет мог работать с тем же аэродромным оборудованием, что и предшественники Ил-86, менее крупные машины.

На Западе с появлением широкофюзеляжных самолетов аэропорты пришлось перестраивать: в одном случае такая перестройка обошлась в $460 млн. В СССР тратить такие средства не хотели.

Тогда и родилась идея сделать самолет двухпалубным, а фюзеляж опустить очень низко к земле, чтобы обойтись без трапов. Нижнюю палубу отдали под багаж, а верхнюю пассажиром. А чтобы ускорить погрузку и разгрузку, применили подход «багаж с собой» и разделили всех пассажиров на три отсека.

Гениально, не правда ли.