Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности
В мире из самолетов такого класса наиболее известен Boeing 747. Но и от него Ил-86 резко отличался с точки зрения пассажира.
Вот вас приглашают на посадку. Багаж сдавать не надо – вы берете его на летное поле с собой. Подходите к самолету, стюардессы делят всех пассажиров на три потока: один к переднему входу, второй к среднему, третий к заднему. Трапов нет – самолет сидит на колесах очень низко, почти касаясь брюхом бетонки. Входные люки не открываются вбок, как двери, а опускаются вниз к земле, образуя широкие аппарели со ступеньками.
Вы поднимаетесь на борт, на нижнюю палубу: здесь в три ряда обустроены стеллажи, на которых размещается багаж. Затем, уже без багажа, по широкой лестнице входите на вторую палубу, где установлены кресла. Идете по широкому проходу – гораздо более широкому, чем в современных авиалайнерах, – садитесь в свое кресло. И тут обнаруживаете, что изнутри самолет кажется гораздо короче, чем снаружи. Все из-за того, что его фюзеляж фактически разделен на три отсека: передний, средний и задний. У каждого свой вход, своя бригада бортпроводников и свой буфет.
Большой парадокс гражданской авиации
Конструкторы КБ Ильюшина пришли к такой необычной схеме, когда решали одну характерную проблему.
Когда самолеты растут в размерах, у них увеличивается число рядов сидений: у первых авиалайнеров было два ряда, разделенных проходом, затем стало три, четыре, пять и в конце шесть. Дальше по логике нужно делать семь или восемь рядов, чтобы получить более вместительный самолет, но становится неудобно – пассажирам ближнего к борту ряда долго пробираться к своему креслу, а стюардессам трудно их обслуживать.
Сделать второй проход – жалко потерянную площадь. К тому же, поскольку фюзеляж в сечении круглый, при увеличении его диаметра над головами пассажиров образуется значительный объем, никак не используемый.
Вот почему ильюшинские конструкторы сначала не хотели делать фюзеляж круглым и широким. Работать над Ил-86 начали, когда потребовался самолет более вместительный, чем Ил-62. Сначала они попробовали просто удлинить фюзеляж на 6 метров – так родился 250-местный Ил-62М. Однако летать в этом самолете было неуютно – длинный узкий фюзеляж создавал визуальное ощущение тоннеля, а пробираться к задним рядам по длинному проходу было неудобно.
Стали искать способ увеличить вместимость, не увеличивая длину. Один из вариантов, рассматривавшихся в КБ, представлял собой высокий овальный фюзеляж, сплющенный с боков, с двумя палубами. В другом варианте фюзеляж сделали широким, как бы сплющенным сверху и снизу. Переборка в диаметральной плоскости делила его на правый и левый салоны, по пять мест в каждом.
У овального фюзеляжа есть проблемы с прочностью: в полете его распирает давление воздуха в герметичном салоне – повышенные нагрузки, опасно.
И чтобы аэропорты не перестраивать
Ильюшинцы вернулись к круглому фюзеляжу. Задачу усложняло требование, чтобы новый самолет мог работать с тем же аэродромным оборудованием, что и предшественники Ил-86, менее крупные машины.
Тогда и родилась идея сделать самолет двухпалубным, а фюзеляж опустить очень низко к земле, чтобы обойтись без трапов. Нижнюю палубу отдали под багаж, а верхнюю пассажиром. А чтобы ускорить погрузку и разгрузку, применили подход «багаж с собой» и разделили всех пассажиров на три отсека.
Гениально, не правда ли.