Зачем в СССР взорвали атомный ледокол: необычный факт о первенце ядерного флота
Первые же годы плаваний показали, что ледоколу атомная установка подходит как нельзя лучше – больше не надо было думать о заправке в сложнейших арктических условиях. С переходом на энергию атома длительность навигации сразу подросла.
Поскольку опыта создания судов такого класса не было, не все сразу пошло гладко
Главным источником беспокойств стали три реактора ОК-150: то один, то другой давал течь контура охлаждения, а ремонтопригодностью они, как показала практика, не блистали. С 1965 по 1967 годы произошло три таких инцидента, после чего было решено заменить старую атомную паропроизводящую установку на новую, с более совершенными реакторами ОК-900.
Долго резать – так взорвите его к...
На замену реактора ледокол встал в док в конце 1960-х. В ЦКБ «Айсберг», искавшем подходящий метод, долго ломали головы. Разбирать силовую установку нельзя — возникла бы сильная утечка радиации, угрожавшая годовой нормой облучения тысячам работников. Вынуть ее целиком через палубу тоже не выйдет — она слишком тяжелая.
Попробуем через днище, предложил кто-то. Идея понравилась. Было решено отвести ледокол к месту, где предполагалось захоронить старую силовую установку — в залив Цивольки на Новой Земле, - там взрывом выбить часть днища так, чтобы от корпуса отсоединилось все машинное отделение вместе с трюмом, в котором скопились зараженные радиацией воды, и захоронить - операция, которую «Википедия» называет уникальной.
Кумулятивные заряды должны были точечно разрушить 4 переборки, на которых эта часть корпуса держалась. Существовал серьезный риск, что один из зарядов не сработает, и тогда удаляемый блок весом 3700 тонн упал бы с перекосом — в таком случае, вынуть его стало бы невозможно. Поэтому к взрыву тщательно готовились: каждый заряд получил несколько резервных систем питания, а в корпусе смонтировали временные опоры, которые помешали бы перекосу.
Чтобы не пострадали окружающие элементы корабля, их укрыли толстой сэндвич-броней из металла, резины и дерева.
Взорванный пациент очнулся и хорошо себя чувствует
После этого «Ленина» отбуксировали в Мурманск и поставили в док. Дальнейшие работы прошли благополучно, ледокол снова вошел в строй в 1971 году и благополучно плавал до 1989 года, после чего был поставлен на вечную стоянку.