Двойные экспрессы: совершили ли пассажирские катамараны революцию в водных перевозках

В 2023-2024 годах на наших реках появились необычные суда — пассажирские катамараны. Причем не только дизельные, но и электрические. «ТехИнсайдер» поговорил с их разработчиками и эксплуатантами и выяснил, произошла ли революция в туристических водных перевозках.
Двойные экспрессы: совершили ли пассажирские катамараны революцию в водных перевозках
Редакция Techinsider.ru
Почему обновление речного флота решили начать именно с катамаранов? Почему не продолжили традицию строительства судов на подводных крыльях?

Потому что катамараны имеют меньшую осадку, они устойчивее — и комфортнее для пассажиров. А еще многокорпусное судно позволяет запроектировать большую площадь палубы, да и сами корпуса можно сделать длиннее — это важно для скоростных судов, а они среди новых катамаранов тоже есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В навигацию 2024 года по рекам страны ходили катамараны уже трех новых моделей, причем все они имеют длину около 32 м и рассчитаны на перевозку 130 человек. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Заказчиками выступали две компании: «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», работающая в нескольких регионах, и петербургская «Нева Тревел». Флот компании «ВодоходЪ» включает электрические катамараны проектов Looker 1100H ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» и Ecocruiser петербургской верфи Emperium. У «Нева Тревел» — дизельные скоростные катамараны проекта «Котлин», спроектированные при активном участии заказчика компанией «Форсс Технологии». Скоро в Кронштадте должны появиться и прогулочно-экскурсионные «Соммерсы», но пока ни один из них еще не сдан в эксплуатацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
катамаран, люди, прогулка по городу
Редакция Techinsider.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сотни лет реки были главными транспортными артериями нашей страны. Но по ряду причин за 30 лет существования новой России и грузовые, и пассажирские перевозки по рекам снизились почти в 10 раз. Например, речной транспорт в 1980 году перевез 103 млн пассажиров, а в 2014-м — только 12,7 млн. А ведь речные суда не только дешевый, но и безопасный с точки зрения выбросов углекислого газа вид транспорта: удельные показатели здесь составляют лишь 5% от автомобильного и 20% от железнодорожного. Да и уровень аварийности ниже в 14 и 2 раза соответственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2016 году правительство приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, планируя выделить на эти цели около 2 трлн руб. В частности, документ предусматривал значительные инвестиции в строительство новых судов на российских верфях. Один из примеров реализации этих планов — создание пассажирских катамаранов при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании. Она финансирует строительство новых судов и в то же время является их собственником, а туристические фирмы берут катамараны в лизинг.

Хотя в общем объеме пассажирских перевозок туристы составляют менее 5%, в денежном выражении это самая платежеспособная публика. Поэтому обновление речного транспорта и началось с судов, которые будут работать на экскурсионных маршрутах», — Александр Грек, главный редактор журнала «ТехИнсайдер».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красавчик Looker

Верфь «Паритет-Центр» известна своими футуристическими катерами Looker на подводных крыльях с прозрачным дном — их можно встретить по всему миру. Не изменяет себе предприятие и с новым катамараном Looker 1100H: единожды увидев это судно, вы его уже не забудете. Кстати, Looker в переводе с английского означает не только «наблюдатель», но и «красавчик».

катамаран Looker 1100H
Катамаран Looker 1100H
National Oceanography Centre
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как рассказал один из основателей «Паритет-Центра» Алексей Лукьянов, с предложением разработать туристические катамараны власти обратились к пяти компаниям. Но в техзаданиях были различия по движительному комплексу. «Нам досталась чисто электрическая схема, — говорит Алексей. — Два двигателя по 600 кВт поставил концерн "Русэлпром". Литий-ионные батареи емкостью 1290 кВт/ч мы сами собирали из китайских ячеек. Около 85% оборудования на судне — российского производства».

Самая большая проблема электрической схемы — запас энергии. На борту Looker 1100H находится 12 т аккумуляторов, но его радиус действия — 200 км. Лукьянов уверен: с дизелем это расстояние было бы в 10 раз больше. Корпуса у Looker 1100H сделаны из морского алюминиево-магниевого сплава: компания уже 28 лет строит суда по такой технологии. Их проектируют так, чтобы гнуть листовой металл преимущественно в одной плоскости. Результат — очень ровный, как у авиалайнера, корпус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное же отличие Looker 1100H — дизайн. Над ним работал Александр Лукьянов, брат Алексея и совладелец верфи. Именно внешний вид, считает Алексей, и будет продавать билеты на судно.

Основные характеристика судов проекта Looker 1100H
widget-interest

Длина, м: 32,3 
Ширина, м: 9,9 
Осадка, м: 1,4 
Водоизмещение полное, т: 82 
Мощность ГД, кВт: 2х600 
Емкость АКБ, кВт·ч: 1290 
Скорость крейсерская/максимальная, узлов (км/ч): 9 (16,7) / 22 (41)
Автономность плавания, миль (км): 108 (200)
Экипаж, человек:
Пассажировместимость, человек: 130 
 

Ecocruiser: максимальная автоматизация

О сложностях, с которыми пришлось столкнуться при разработке и строительстве новых судов, с «ТехИнсайдером» побеседовал директор проектно-конструкторского бюро компании ООО «Эмпериум» Артем Соловьев. В 2021 году верфь подписала контракт на проектирование и строительство Ecocruiser и уже через год спустила первый российский электрокатамаран на воду. За столь короткое время пришлось не только создать судно с нуля, но и проработать стандарты для электрических катамаранов совместно с Российским классификационным обществом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одной из самых острых проблем при проектировании оказалась компоновка: огромное количество систем и оборудования требовалось уместить в минимальном объеме и при этом не перегрузить катамаран, чтобы не потерять нужную автономность плавания. Не менее серьезной задачей стало обеспечение температурных режимов для всех электронных компонентов. В частности, у батарейного комплекса есть четкий диапазон температур, который необходимо выдерживать. «Нам пришлось решать огромное количество нетривиальных задач в максимально сжатые сроки», — констатирует Артем. Еще одним вызовом стали сварочные работы: алюминий в принципе непросто варить, а тонколистовой к тому же сильно подвержен деформациям. Для их компенсации требовалось тщательно проработать схему сварки и этапность сборки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
катамаран Ecocruiser, вид внутри
Редакция Techinsider.ru

Также важно было спроектировать и построить достаточно жесткую постель (сборочную оснастку с лекальной рабочей поверхностью, позволяющую задать нужную кривизну конструкции при сварке), причем в размер всего судна. А еще из-за сложных обводов в конструкции пришлось использовать большое количество элементов с двойной кривизной и множество деталей корпуса, производимых посредством гибки. Кроме того, проектирование осложняла необходимость ориентироваться на отечественные комплектующие: судну предстояло пройти процедуру подтверждения производства российской промышленной продукции согласно постановлению от 17 июля 2015 года № 719.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли у катамаранов Ecocruiser конкурентные преимущества? Разумеется. Как подчеркнул Соловьев, «несмотря на двухвальную систему движения, судно дополнительно оснащено подруливающими устройствами, что особенно удобно при швартовке и маневрировании в узких местах.

А еще Ecocruiser имеет в символе класса букву А — это присвоенный катамарану класс автоматизации. Все процессы в судовых помещениях происходят без участия экипажа — обучать людей, пришедших на новый тип судна, практически не нужно. Такая возможность отличает нас не только от классических судов, но и от существующих на данный момент аналогов».

Основные характеристика судов проекта Ecocruiser
widget-interest

Длина, м: 30,53 
Ширина, м: 10,235 
Осадка, м: 1,60 
Водоизмещение полное, т: 85
Мощность ГД, кВт: 2х400 
Емкость АКБ, кВт·ч: 1200 
Скорость крейсерская/максимальная, узлов (км/ч): 10 (18,5) / 18,5 (33) 
Автономность плавания, миль (км): 97 (180) 
Экипаж, человек:
Пассажировместимость, человек: 130 
 

Электричество на воде

Генеральный директор АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» Юрий Куликов рассказал нам, как электрические катамараны показали себя в эксплуатации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас у компании четыре пассажирских катамарана с электродвигателями. Три из них — суда проекта Ecocruiser: «ЭкоходЪ» с 2023 года предлагает речные прогулки по Енисею в акватории Красноярска, «ЭкоходЪ 3» с того же времени работает в Нижнем Новгороде, на Волге, а «ЭкоходЪ 2» с 2024-го плавает по Каме. Четвертое судно, «Белояр» (проект Looker 1100 H), тоже прогулочное и с весны катает туристов, базируясь в Ярославле.

Батарей «Экоходов» хватает на рейсы длительностью 8–10 часов, у «Белояра» автономность плавания достигает 9–11 часов. Заряжаются суда ночью: «Белояр» — за 8 часов, а «Экоходам» в зависимости от порта нужно от 8 до 12. Береговые зарядные щиты находятся в оперативном управлении компании «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», но скорость зарядки зависит от мощностей локальной энергосети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
катамаран «ЭкоходЪ 2»
Катамаран «ЭкоходЪ 2»
Редакция Techinsider.ru

Что касается затрат на электроэнергию, то они относительно невелики: километр пути электрического катамарана обходится в 5,5 раза дешевле, чем у судна на дизельном топливе. При этом, по словам Юрия, стоимость строительства катамаранов на аккумуляторах и на ДВС сопоставима.

Электросуда выгодны и в плане технического обслуживания. Батарейная система построена по модульному принципу, на быстроразъемных соединениях, что позволяет легко извлекать модули для диагностики или сервисных работ. Кроме того, техобслуживание «Экоходам» и «Белояру» требуется гораздо реже, чем дизельным катамаранам. А еще там не нужно откачивать подсланевые воды — смесь водяного конденсата, масел и топлива, скапливающуюся под решетчатыми полами в машинных отделениях судов с ДВС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ходовыми качествами катамаранов эксплуатант вполне удовлетворен: конструкция обеспечивает нужную скорость, маневренность и экономичность. И управлять ими удобно — экипажи тоже довольны. Пассажиры же оценили отсутствие вибрации и запаха переработанного топлива. И конечно, всех впечатляет дизайн судов и комфорт на борту. Сейчас, после первых двух навигаций электрических катамаранов, Куликов уверен: «При комплексной реализации зарядной береговой инфраструктуры регулярные речные маршруты на электродвижении быстро превратятся в привычный вид транспорта».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
катамаран «Белояру»
Катамаран «Белояру»
Редакция Techinsider.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кронштадтский экспресс

Проект дизельных катамаранов «Котлин» для работы в Санкт-Петербурге адаптировала компания «Форсс Технологии», но их заказчик, судоходное предприятие «Нева Тревел», также активно участвовал в разработке. Создавали проект под конкретную задачу — для скоростной комфортной доставки пассажиров из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Причем с прицелом на то, чтобы катамаран проходил под мостами.

«Котлин» может со временем заменить «Метеоры», хотя пока об этом говорить рано: слишком мало новых судов сдано в эксплуатацию. Однако плюсы «Котлина» налицо, и это не только высокий уровень комфорта. Если «Метеор» при небольшом волнении сразу «садится на пузо», лишаясь возможности идти на подводных крыльях, то у катамаранов мореходность несравнимо лучше. Правда, они немного уступают в скорости: верхний предел «Котлина» составляет 30 узлов (55,56 км/ч), а «Метеор» на три узла (5,56 км/ч) быстрее. При этом эксплуатируют суда серии «Котлин» на скорости 26 узлов (около 50,6 км/ч).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как объяснили нам в компании «Форсс Технологии», главной проблемой при проектировании катамаранов было отсутствие отечественной школы создания многокорпусных судов. Поэтому эскизный проект «Котлина» заказали у мирового лидера в области катамаранов — австралийской компании Incat. Результат оказался неожиданным: выяснилось, что в российских нормативах судостроения по сравнению с международными завышены требования к прочности. Как следствие, по нашим стандартам корпуса получились бы тяжелее, а скорость — ниже. И «Форсс Технологии» удалось доказать контролирующим органам, что ориентироваться надо на мировую практику.

Основные характеристика судов проекта «Котлин»
widget-interest

Длина, м: 32 
Ширина, м: 8,7 
Осадка, м: 1,32 
Водоизмещение, т: 62,72 
Мощность ГД, кВт: 2х882 
Скорость крейсерская/максимальная, узлов (км/ч): 26 (48) / 30 (50,6) 
Автономность плавания, миль (км): 400 (741) 
Экипаж, человек:
Пассажировместимость, человек: 150+47 
 

Корпуса у «Котлина» алюминиевые. В эскизном проекте Incat заложил в качестве материала экструдированные панели — алюминиевый лист с выдавленным профилем, что позволило бы свести сварные работы к минимуму, уменьшив количество зон напряжений и деформаций. Однако в России такие панели выпускают всего два завода, причем в своем формате. Так что проект пришлось переделывать. Со сваркой тоже возникли сложности: в стране есть только один производитель алюминиевых электродов, сертифицированных под морской реестр, и он загружен оборонными заказами. Непросто оказалось и найти подходящие двигатели: сначала судно планировали оснастить европейскими дизелями MAN, но от них по понятным причинам пришлось отказаться в пользу корейских Doosan.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается проекта экскурсионно-прогулочных катамаранов «Соммерс», то его разрабатывали для перемещения между фортами Кронштадта с заходом во внутренние гавани. Высокая скорость там не нужна, а вот компактность и маневренность необходимы. Корпуса у «Соммерса» стальные, дизели отечественные, ЯМЗ, два по 220 кВт. Эксплуатационная скорость несравнимо меньше — 11 узлов (20 км/ч). Пока ни один катамаран этой модели в деле не проверен: первое судно находится на завершающем этапе работ. Строят же и «Котлин», и «Соммерс» на Средне-Невском судостроительном заводе, входящем в корпорацию ОСК.

катамаран, стулья, вид внутри
ФГУП «Атомфлот»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне «Метеоров»

Как сообщили нам в пресс-службе судоходной компании «Нева Тревел», к августу 2024 года в эксплуатацию введены четыре скоростных пассажирских катамарана «Котлин». Они возят пассажиров в Кронштадт (парк «Остров фортов») и ГМЗ «Петергоф». Первые два катамарана этого проекта компания спустила на воду в прошлом году, еще два — в нынешнем, третья пара выйдет на маршрут в 2025-м.

Запас хода у скоростных катамаранов серии «Котлин» составляет 400 миль (740 км), на следующих судах этот показатель планируется увеличить до 600 миль (1111 км). По сравнению с электрическими аналогами цифры, конечно, впечатляющие.

Что же выгоднее использовать — катамараны или «Метеоры»? Практика показала, что у судов проекта «Котлин» за счет улучшенных мореходных качеств больше период эксплуатации. Они способны плавать и в темное время суток, и при высоких волнах. Кроме того, вместимость катамаранов составляет 197 человек (150 в салоне и 47 на открытой палубе), а «Метеоры» могут взять только 123. При этом расход топлива в расчете на одного пассажира у обоих типов судов сопоставим. Так что в целом «Котлин» оказывается дешевле. И никаких минусов при его практическом использовании пока не выявлено; наоборот, сплошные плюсы. «Технические характеристики катамарана превзошли все наши ожидания. Это точно не эксперимент: у проекта есть вполне ясные перспективы», — отмечают в компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
катамаран «Метеор»
Редакция Techinsider.ru

Помимо хороших мореходных качеств суда серии «Котлин» обладают такими преимуществами, как комфортабельный панорамный салон и верхняя открытая палуба. Это позволяет задействовать их не только для прогулок в пригороды Петербурга, но и для экскурсий. Пассажирам предлагают полюбоваться на разведение мостов, закаты и салюты. Неудивительно, что туристы, увидевшие такие катамараны или узнавшие о них из СМИ, хотят на них прокатиться. Хотя и «Метеоры» не утратили привлекательности — это ведь легенда речного пассажирского транспорта.