Обойдемся без керосина: как Туполев изобретал самолеты на топливе будущего

В наши дни специалисты всего мира говорят о водородной авиации. Мало кто помнит, что первым такие машины создал Советский Союз.
Обойдемся без керосина: как Туполев изобретал самолеты на топливе будущего
Anna Zvereva — Wikipedia
Содержание статьи

На самом закате истории СССР конструкторское бюро Туполева разработало два самолета на криогенном топливе: Ту-155 и Ту-156.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый из них успел полетать и поставил 14 мировых рекордов. Для этого ему не надо было достигать безумных скоростей или подниматься на космическую высоту – достаточно того, что одна турбина ту-155 работала на сжиженном водороде. Аналогов этому самолету в мире не существовало.

martin b 57 canberra
Единственным реактивным самолетом на водороде, поднявшимся в воздух раньше Ту-155, был небольшой американский военный самолет Martin B-57. Его единственный полет длился всего 20 минут.
USAF

Туполевская машина стала ответом на два нефтяных кризиса, случившихся в мире в семидесятых годах. Советская экономика от них тоже пострадала, и разные отрасли народного хозяйства начали искать возможности снизить свою зависимость от жидкого ископаемого топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водород или метан?

Поначалу предполагали, что таким топливом может стать водород, легкое и очень энергоемкое вещество. Однако уже после пяти полетов Ту-155 перевели на сжиженный природный газ. Видимо, осознали, что создать заправочную инфраструктуру и наладить производство водорода в таких масштабах, чтобы обеспечить им всю гражданскую авиацию, будет задачей эпической сложности.

С метаном все значительно упрощается: он и сжижается при температуре –162°C против –253°C для водорода, и добывается в стране в нужных объемах.

самолет ту-155 схема
Ту-155
В общественном достоянии. Источник: topwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-155 успешно отлетал положенную программу, однако это был все-таки экспериментальный самолет – летающая лаборатория, предназначенная для отработки принципиальных решений. Другое дело Ту-156, который начали создавать в 1989 году, спустя год после сенсационных полетов предшественника: он должен был стать серийным грузопассажирским самолетом, аналогичным по характеристикам стандартному авиалайнеру Ту-154.

Ту-155 поставил 14 мировых рекордов.

Как устроен Ту-156

Внешне отличить самолет, работающий на криогенном топливе, от обычного Ту-154М довольно сложно. С этим справятся только специалисты – и вы, если запомните единственную деталь, которые его выдает: на хвостовом оперении есть выступ, скрывающий дренажные отверстия – через них из топливного метанового бака стравливают газ, если давление поднимается выше нормы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-155 самолет
Ту-155 отличает выступ с дренажным отверстием в верхней части оперения.
Lada-2108 - Wikipedia
самолет Ту-154
Стандартный Ту-154
Konstantin von Wedelstaedt - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри фюзеляжа отличия довольно существенные. В хвостовой части установлен огромный топливный бак в виде цилиндра длиной более 5 м и диаметром около 3 м. Он покрыт толстым слоем пенополиуретановой изоляции. Внутри бак разделен на два отсека: большой основной и маленький расходный, из которого топливо подается в двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бак опутывает система датчиков, следящих за состоянием топливной системы. Это обеспечивает безопасность, учитывая криогенный характер топлива. В случае, если происходит утечка взрывоопасного газа, автоматика заполняет фюзеляж азотом.

Задний бак вмещает 13 тонн метана. Чтобы увеличить дальность и обеспечить нормальную развесовку, в носу добавили дополнительный бак примерно на 3 т топлива, который находится под полом салона: вместе они обеспечивают газовому самолету дальность 2800 км.

От керосина отказываться не стали

Конструкторы трезво смотрели на состояние отечественной авиации и понимали, что оснастить все аэропорты системами заправки сжиженным метаном не так-то просто, и задача эта будет решаться долгие годы. Поэтому для Ту-156 предусмотрели возможность питания обычным авиационным керосином.

По словам главного конструктора машины Владимир Андреева, который вел криогенную тему от начала до конца, перевод турбин на новое топливо оказался несложной задачей. Чтобы переключить двигатели с одного топлива на другое, экипажу требовалось всего 5 секунд.

Ту-204 самолет
В КБ Туполева успели разработать также двухтопливный вариант Ту-204, названный Ту-206.
Павел Аджигильдяев - Wikipedia

Где случилась заминка

Истории об экспериментальных машинах, созданных в СССР, часто имеют один конец: на доведение их до серийного производства средств не нашлось. Ту-156 ждала та же судьба, так что не буду повторяться – детали не имеют значения. Ведь Techinsider – издание про технику, а не про экономику. А с технической точки зрения, в проекте двухтопливного самолета на криогенном топливе все было в порядке.