Обойдемся без керосина: как Туполев изобретал самолеты на топливе будущего

В наши дни специалисты всего мира говорят о водородной авиации. Мало кто помнит, что первым такие машины создал Советский Союз.
Обойдемся без керосина: как Туполев изобретал самолеты на топливе будущего
Anna Zvereva — Wikipedia
Содержание статьи

На самом закате истории СССР конструкторское бюро Туполева разработало два самолета на криогенном топливе: Ту-155 и Ту-156.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый из них успел полетать и поставил 14 мировых рекордов. Для этого ему не надо было достигать безумных скоростей или подниматься на космическую высоту – достаточно того, что одна турбина ту-155 работала на сжиженном водороде. Аналогов этому самолету в мире не существовало.

martin b 57 canberra
Единственным реактивным самолетом на водороде, поднявшимся в воздух раньше Ту-155, был небольшой американский военный самолет Martin B-57. Его единственный полет длился всего 20 минут.
USAF

Туполевская машина стала ответом на два нефтяных кризиса, случившихся в мире в семидесятых годах. Советская экономика от них тоже пострадала, и разные отрасли народного хозяйства начали искать возможности снизить свою зависимость от жидкого ископаемого топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водород или метан?

Поначалу предполагали, что таким топливом может стать водород, легкое и очень энергоемкое вещество. Однако уже после пяти полетов Ту-155 перевели на сжиженный природный газ. Видимо, осознали, что создать заправочную инфраструктуру и наладить производство водорода в таких масштабах, чтобы обеспечить им всю гражданскую авиацию, будет задачей эпической сложности.

С метаном все значительно упрощается: он и сжижается при температуре –162°C против –253°C для водорода, и добывается в стране в нужных объемах.

самолет ту-155 схема
Ту-155
В общественном достоянии. Источник: topwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-155 успешно отлетал положенную программу, однако это был все-таки экспериментальный самолет – летающая лаборатория, предназначенная для отработки принципиальных решений. Другое дело Ту-156, который начали создавать в 1989 году, спустя год после сенсационных полетов предшественника: он должен был стать серийным грузопассажирским самолетом, аналогичным по характеристикам стандартному авиалайнеру Ту-154.

Ту-155 поставил 14 мировых рекордов.

Как устроен Ту-156

Внешне отличить самолет, работающий на криогенном топливе, от обычного Ту-154М довольно сложно. С этим справятся только специалисты – и вы, если запомните единственную деталь, которые его выдает: на хвостовом оперении есть выступ, скрывающий дренажные отверстия – через них из топливного метанового бака стравливают газ, если давление поднимается выше нормы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-155 самолет
Ту-155 отличает выступ с дренажным отверстием в верхней части оперения.
Lada-2108 - Wikipedia
самолет Ту-154
Стандартный Ту-154
Konstantin von Wedelstaedt - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри фюзеляжа отличия довольно существенные. В хвостовой части установлен огромный топливный бак в виде цилиндра длиной более 5 м и диаметром около 3 м. Он покрыт толстым слоем пенополиуретановой изоляции. Внутри бак разделен на два отсека: большой основной и маленький расходный, из которого топливо подается в двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бак опутывает система датчиков, следящих за состоянием топливной системы. Это обеспечивает безопасность, учитывая криогенный характер топлива. В случае, если происходит утечка взрывоопасного газа, автоматика заполняет фюзеляж азотом.

Задний бак вмещает 13 тонн метана. Чтобы увеличить дальность и обеспечить нормальную развесовку, в носу добавили дополнительный бак примерно на 3 т топлива, который находится под полом салона: вместе они обеспечивают газовому самолету дальность 2800 км.

От керосина отказываться не стали

Конструкторы трезво смотрели на состояние отечественной авиации и понимали, что оснастить все аэропорты системами заправки сжиженным метаном не так-то просто, и задача эта будет решаться долгие годы. Поэтому для Ту-156 предусмотрели возможность питания обычным авиационным керосином.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам главного конструктора машины Владимир Андреева, который вел криогенную тему от начала до конца, перевод турбин на новое топливо оказался несложной задачей. Чтобы переключить двигатели с одного топлива на другое, экипажу требовалось всего 5 секунд.

Ту-204 самолет
В КБ Туполева успели разработать также двухтопливный вариант Ту-204, названный Ту-206.
Павел Аджигильдяев - Wikipedia

Где случилась заминка

Истории об экспериментальных машинах, созданных в СССР, часто имеют один конец: на доведение их до серийного производства средств не нашлось. Ту-156 ждала та же судьба, так что не буду повторяться – детали не имеют значения. Ведь Techinsider – издание про технику, а не про экономику. А с технической точки зрения, в проекте двухтопливного самолета на криогенном топливе все было в порядке.