Самые умные и самые богатые: кто такие «кванты»
Кто такие «кванты»
Если у случайных респондентов спросить, кто такие «кванты», большинство ответит: наверное, те, кто связан с квантовой механикой. А вот люди из сферы квантовой механики и трейдеры скажут, что это очень умные и очень дорогие специалисты, работающие в области количественного анализа финансов — quantitative finance. Как утверждают сами «кванты», это не просто высокооплачиваемая, но и самая интересная работа на земле.
Поговорить с «квантами» не так легко: они не любят лишней публичности. Да и люди это непростые. Например, выпускник мехмата МГУ и основатель компании XTX Markets Александр Герко в 2023 году заплатил в британскую казну больше всего налогов — 487 млн фунтов, примерно по 1,3 млн в день. Но если вы учились в МФТИ или МГУ, достаточно задать несколько вопросов — и с вами поделятся контактами: выходцев из России в этой профессии очень много. С нами согласился побеседовать выпускник МФТИ, основатель компании Eqvilent, один из двух русских топ-1 в рейтинге Kaggle Станислав Семенов.
Технологическое преимущество
Если кратко, то количественный анализ — это использование математических и статистических методов в финансах. Один из подвидов алгоритмического трейдинга — высокочастотный (High Frequency Trading, HFT), автоматизированная торговля, использующая производительные компьютеры для многочисленных сделок за короткий промежуток времени. Этот вид трейдинга не столько про математику, сколько про современные компьютерные технологии, которые позволяют проводить финансовые операции очень быстро — счет может идти на наносекунды. Именно поэтому компании стремятся располагать свои торговые серверы как можно ближе к биржевым компьютерам — например, в соседнем здании. В высокочастотном трейдинге это имеет значение даже несмотря на то, что информация передается по оптическим кабелям.
По сетевому протоколу приходят финансовые данные, и система должна буквально со скоростью света обработать их, принять решение и послать заявку обратно на биржу. Компьютеры здесь тоже используются особые — созданные на основе программируемых логических интегральных схем FPGA, благодаря которым алгоритмы превращаются из программного кода непосредственно в «железо». Такие машины выполняют специализированные алгоритмы в тысячи или даже миллионы раз быстрее, чем самые мощные обычные компьютеры. В основе подобной стратегии лежит технологическое преимущество. Если вы когда-нибудь соберетесь заняться любительским трейдингом, задумайтесь о своих шансах.
Высшая математика
Существует и другая стратегия, не требующая такого количества сделок, где для анализа применяется более изощренная математика, которая позволяет создавать лучшие алгоритмы и модели для принятия решений по покупке или продаже акций и других финансовых инструментов. Именно в этой области работают одни из самых высокооплачиваемых аналитиков алгоритмической торговли Quantitative Researchers, использующие методы из обработки сигналов, теории игр, критерия Келли азартных игр, микроструктуры рынка, эконометрики и анализа временных рядов. Это лучшие математики мира, как правило бывшие участники международных олимпиад. А еще там много физиков-теоретиков.
Завкафедрой теоретической физики МФТИ Эмиль Ахмедов считает, что теоретическая физика для этой профессии подходит идеально: «Физики-теоретики строят математическую модель мира, а "кванты" — математическую модель финансовых событий».
«Знания, полученные на лекциях по теоретической физике, абсолютно бесполезны на финансовых рынках, — не соглашается Станислав Семенов, сам в прошлом физик-теоретик. — Зато в нашей сфере чрезвычайно ценится умение решать очень-очень сложные задачи. У которых до этого просто не было решения».
Самая интересная работа на земле
Это идеальная вакансия для людей со страстью к точным наукам. Мир математики — единственный, где существует абсолютная истина; в споре двух математиков прав может быть только один, и другой признает это. Здесь есть четкие принципы доказательств и арбитраж в виде других ученых.
«В большинстве крупных компаний карьера больше зависит от софт-скиллов — универсальных навыков, не связанных напрямую с профессией, — рассказывает Станислав. — У нас все наоборот: прямая и понятная метрика. Насколько ты хорош в решении нужных задач, настолько ты и будешь успешен. Это подкупает. К тому же имеется очень быстрая обратная связь. Ты можешь что-то придумать и уже на следующий день попробовать идею в деле. В обычных компаниях будешь сначала год ждать релиза продукта и потом еще год — фидбэка. У нас же он мгновенный».
Умнейшие физики и математики мира соревнуются, чья модель или реализация идеи окажется наилучшей. Гонка очень серьезная, с жестким естественным отбором: если компания отстает по интеллекту и технологиям, она перестает зарабатывать и закрывается.
Кадры решают все
Сфера алгоритмического трейдинга очень закрытая, про нее мало где можно прочитать, но внутри все друг друга знают еще со времен школьных и студенческих олимпиад. И за гениями компании следят очень внимательно: предложить работу им могут задолго до защиты диплома.
«В этой области много выходцев из России и Китая — состав примерно такой же, как на международных олимпиадах по физике и математике», — смеется Станислав Семенов. — Хотя сами компании базируются в США, Великобритании и ОАЭ — поближе к крупнейшим торговым площадкам. Таланты требуются разные. Есть фирмы, которые любят призеров олимпиад по программированию: они быстро пишут код для сложных задач. Для многих американских корпораций основной критерий на позицию «кванта» — наличие Ph.D. престижного университета: MIT, Оксфорда, Гарварда. В молодых компаниях — наоборот.
«У нас основное направление — нейросети и машинное обучение, Deep Learning, — поясняет Станислав. — Поэтому мы ищем специалистов в области машинного обучения. И для нас большой плюс — высокий рейтинг в Kaggle».
Как попадают в «кванты»
Как правило, компании ищут студентов с выдающимися результатами, прежде всего в математике. «Математика формирует правильное мышление для решения сложных задач, для которых пока нет решений, — говорит Станислав Семенов. — Нужны блестящие знания в области теории вероятности и статистики. Все, с чем мы работаем, — временные ряды и поиск закономерностей и зависимостей. МФТИ, МГУ, ВШЭ дают хорошую основу. А вот экономическое образование вторично. Мало того: есть компании, в которых одно из условий — отсутствие у претендентов экономического образования».
Если с вами не связались скауты, еще не все потеряно: «В рейтинговых университетах все знают, что есть компании, занимающиеся алгоритмической торговлей, и в них круто работать. С помощью пары правильных вопросов можно выйти на того, кто имеет отношение к таким компаниям. И послать резюме».