Странности подземки: почему в метро одни станции объявляет женский голос, а другие — мужской?

Такую особенность метрополитена замечают далеко не все пассажиры: кто-то всю дорогу проводит в наушниках, а кто-то настолько глубоко погружается в свои мысли, что ничего вообще не слышит. Попробуйте в следующий раз обратить внимание на то, чей голос объявляет следующую станцию — в один момент женский может смениться на мужской, и наоборот. И это происходит неслучайно.
Странности подземки: почему в метро одни станции объявляет женский голос, а другие — мужской?
Unsplash
«Осторожно! Двери закрываются. Следующая станция...» — фраза, которую миллионы людей слышат несколько раз в день, но даже не замечают, что ее произносят разные дикторы.

Метро, особенно столичное, развивается постоянно. Появляется все больше новых вагонов, информационных диспелеев и табло, удобных веток и кросс-платформенных пересадок. Но объявление станций разными голосами — решение уже довольно старое, от которого в силу определенных обстоятельств просто не могут отказаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему станции метро объявляются разными голосами

Когда московский метрополитен только построили, в нем не было вообще никакого звукового оповещения о станции, к которой приближается поезд: пассажиры ориентировались по вывескам на стенах. Разглядеть их на большой скорости было трудно, но по мере остановки поезда вполне возможно. Лишь в конце 1951 года на участке «Сокол» – «Площадь Свердлова» проехал первый состав с объявлением остановок. Конечно, тогда они не записывались заранее, а говорились ассистентами машинистов в режиме реального времени.

29 декабря 1953 года система голосового оповещения была полностью внедрена на Кольцевой линии, чуть позже — во всем столичном метро. А записи голосов профессиональных дикторов стали использовать гораздо позже, в 1972 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Станция московского метро «Лубянка»
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поначалу диктор был один — мужской голос достаточно медленно и разборчиво объявлял название станции и предупреждал о закрытии дверей. Добавить ему в пару женщину-информатора предложило Общество слепых в 1984 году.

Да, разделение голосов необходимо для удобства пассажиров с нарушениями зрения. Тогда же сообщество предложило принцип разделения станций, где должен говорить мужчина-диктор, а где — женщина. Это правило действует и по сей день: мужчина объявляет станции при движении состава от окраины к центру города, женщина, наоборот, от центра к окраине. В случае с Кольцевой линией было решено поступить следующим образом: если поезд следует по часовой стрелке, то включается запись мужского голоса, против часовой — женского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует даже народная байка, с помощью которой можно быстрее запомнить связь голосов с направлением движения поезда: если пассажиры едут из дома (с конечных станций, спальных районов) в центр, их зовет «начальник» (диктор-мужчина) на работу (к центральным станциям). При обратном направлении с работы домой зовет «жена» (отсюда и женский голос).

Метро Москвы
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого для ориентации слабовидящих, слабослышащих и маломобильных пассажиров в метрополитене предусмотрены турникеты с надписями по Брайлю, световые и звуковые оповещения закрытия дверей поезда, многочисленные информационные указатели (на стенах, потолке и даже на полу), в поездах нового формата — специальные места для инвалидов в колясках.