Зачем в вагонах метро установлены окна, если через них все равно ничего не видно? Нет, не для проветривания

Большую часть своего пути поезда метро проводят под землей, проезжая сквозь темные тоннели. И казалось, на что там смотреть: сплошные стены да провода, которые на большой скорость выглядят как длиннющие змеи. Но зачем тогда нужны окна? На самом деле, изначально их и не хотели делать, но вскоре поняли, что без них никак не обойтись.
Зачем в вагонах метро установлены окна, если через них все равно ничего не видно? Нет, не для проветривания
Unsplash
В какой бы стране вы бы ни оказались, в кажом метро увидите поезда с окнами в пассажирских вагонах.

То, как выглядит метро сегодня, — результат многолетней работы архитекторов, инженеров, дизайнеров и даже психологов со всего мира. Методом проб и ошибок они выясняли, как сделать подземный транспорт наиболее удобным для пассажиров. А на момент своего открытия в Лондоне 10 январе 1863 года метро выглядело и функционировало совсем иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое метро

Лондонский метрополитен был построен для облегчения транспортных проблем в быстроразвивающемся городе и изначально включал всего 12 км подземных и надземных путей, соединявших 18 станций. Первый маршрут проходил от станции Паддингтон до станции Фаррингдон. Пассажирские вагоны тягались паровыми локомотивами и имели лишь крошечные оконные прорези, которые располагались так высоко, что через них даже невозможно было разглядеть названия станций.

Паровоз первой подземной железной дороги
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сотрудники метрополитена практически сразу после открытия стали выслушивать гневные комментарии людей о том, что они постоянно проезжают свои станции. Объяснение-то они слышали, но вечно отвлекались на свои мысли и приходили в себя только спустя время. Тогда окна слегка опустили. Однако на этом поток жалоб не прекратился.

Замкнутое пространство с окнами и дверьми

Вторая причина, из-за которой страдали люди, — была клаустрофобия. Перегоны между станциями даже в некоторых частях современного московского метрополитена настолько длинные, что некоторые особенно чувствительные люди могут начать паниковать и испытывать чувство беспокойства, тревоги. Не отреагировать на мольбы пассажиров британские инженеры не могли, поэтому оснастили вагоны большими окнами, как в обычных пригородных поездах и поездах дальнего следования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А к 1930-м годам внешний вид метро тотально изменился в связи с тем, что стиль ар-деко несколько вытеснил практичность во многих формах инженерной мысли. Так появились прототипы вагонов с огромными окнами, загибающимися по бокам, и большими круглыми иллюминаторами в дверных проемах.

Прототип вагона «Виста» снаружи
Лондонский музей транспорта

Когда другие страны тоже решили начать строительство метрополитена, многие идеи и технологии они брали у Лондона — города, который уже собаку съел в этом деле. Но вопрос с окнами в вагонах казался странноватым. Тогда ученые-психологи решили провести исследования, чтобы понять, правду ли говорят сотрудники британского метро. Оказалось, все так и есть: пассажирам комфортнее находиться в вагоне, в котором есть окна, пусть даже если через них ничего не видно. Такой вот психологический фактор.