Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода «Башкирия»

Спасение дипломатов и доставка Олимпийского огня, рейсы миротворческие и рейсы научные – важные и порой опасные миссии каждый раз доверяли одному и тому же судну. Что в нем особенного? Да как вам сказать...
Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода «Башкирия»
В общественном достоянии. Источник: Круизник.com
Содержание статьи

Перед вами фотографии двух советских теплоходов. Какой из них вы скорее выбрали бы служить лицом СССР?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
теплоход «Башкирия»
bsivko · Gomel - fleetphoto.ru
теплоход Иван Франко
Chris Howell - ShipSpotting.com

В том-то и загвоздка, что не красавец и силач «Иван Франко» (справа), а скромняга «Башкирия» (слева) была выбрана выполнять эту функцию.

Парадоксально, но исторические источники дают очень скудную информацию об этом примечательном судне. Куда больше можно почерпнуть из рассказов очевидцев: солидная часть этой истории основана на воспоминаниях Михаила Роскина, чей дед ходил на «Башкирии» в Антарктиду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миротворческая миссия

Можно лишь гадать, почему его судьба получилась такой яркой. Возможно, это было простое совпадение. В 1964 году Никита Хрущев затеял отправиться в тур по странам Скандинавии, названный «Рейсом дружбы и мира». Незадолго до этого с верфи в ГДР был спущен очередной серийный теплоход, построенный по заказу советского Морречфлота – его и выбрали для участия в этой миссии.

В 1964 году глава СССР посетил страны Скандинавии с «Рейсом дружбы и мира».

Так «Башкирия» в первый раз стала Бортом №1, так сказать. Кстати, в память о том событии в СССР была выпущена почтовая марка, ставшая редкостью. Вскоре после поездки Хрущева сняли с должности, а весь тираж отозвали и уничтожили, но несколько марок проскользнули наружу из типографии. Одна из них в 2008 г. была продана с аукциона за $28 750!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
почтовая марка «Рейс дружбы и мира» СССР
Соцсети

Теплоход, однако, от опалы генсека не пострадал. Так уж повелось, что все ответственные миссии стали доверять ему.

Прошел войну

В 1974 г. на Кипре начался военный конфликт между Турцией и Грецией. Советский Союз решил эвакуировать своих дипломатов, но отправлять за ними самолет было бы слишком опасно, и спасательную миссию поручили «Башкирии», придав ей охрану из двух военных кораблей. Миссию она выполнила успешно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обходил айсберги

Еще раньше, в 1973-м, теплоход начал совершать рейсы в Антарктиду, доставляя на побережье новую смену научных сотрудников, продовольствие и прочие грузы для советских полярных станций. На то, чтобы дойти от Одессы до станции «Молодежная», у него уходило 40 дней. Всего за следующее десятилетие он совершил восемь таких рейсов. В пути судно подвергалось опасности наскочить на айсберги, но экипаж умело справился с задачей.

теплоход Башкирия в Антарктиде
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олимпийское плавание

Последней важной миссией «Башкирии» стала доставка Олимпийского огня из Греции в Советский Союз в преддверии Олимпиады-80 в Москве. К тому моменту в распоряжении советского правительства были и более современные и престижные лайнеры, но честь все равно выпала «Башкирии».

Нет имени – нет везения

Среди моряков ходит устойчивое поверье, что переименовывать корабль – дурная примета. Судовладельцы его явно не принимают всерьез: значительная часть кораблей начинают жизнь под одним названием, но неоднократно меняют его за срок службы.

Вот и «Башкирию», после распада СССР ставшую собственностью украинской судовой компании, переименовали в 1991 г. в Odessa Song («Одесская песня»). Еще семь лет судно работало как обычный круизный лайнер, но судовладелец разорился и судно продали за долги. Началась череда смен хозяев и имен: Royal Dream, Silver Star, Nandini, Olviara, Ocean Princess и, наконец, Siritara Ocean Queen – советский экс-борт №1 стал собственностью тайландской компании Siritara Enterprise.

теплоход башкирия затонул в Бангкоке
Соцсети

Невезения, которое можно было накопить за такое количество перемен имен, хватило бы на пять кораблей. Неудивительно, что в 2006 г. судьба настигла-таки его. Siritara Ocean Queen захватил тайфун, команда не справилась с управлением, судно село на мель и завалилось на бок прямо посреди порта Бангкока. Четыре года спустя оно было распилено на металл.

Могло ли выйти иначе, сложно сказать. Совпадения – загадочная штука.