«Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню
Сейчас странно думать, что когда-то ныне знаменитая башня считалась чем-то вроде рядовой декорации для Всемирной выставки 1889 года, которая постоит – и будет вскоре разобрана.
Более того, многие культурные деятели Франции, такие как Александр Дюма или Ги де Мопассан, считали ее безвкусицей и ругали ее создателя Гюстава Эйфеля.
Расчетный срок службы Эйфелевой башни – всего 20 лет
Как бы то ни было, в 1909 году по договору Эйфель был обязан разобрать башню. А раз так, он не сильно беспокоился о том, как обеспечить ее долговечность. Башню строили из пудлингованного железа – мягкой стали, полученной по старой, ныне не используемой технологии. Такая сталь легко обрабатывается и за счет пластичности не боится усталостных трещин. Однако ее серьезный враг – коррозия.
От неминуемой ликвидации башню спасло радио – удобнее вышки для радиотрансляторов сложно было и придумать. Ее решили сохранить, а раз так, то встал непростой вопрос: как обеспечить ее сохранность?
Главные враги башни – птицы и автомобили
Как уже говорилось выше, пудлингованное железо боится коррозии, поэтому для него крайне вредны автомобильные выбросы и птичий помет. Оксиды серы и азота, содержащиеся в выхлопе, в атмосфере превращаются в серную и азотную кислоты, разъедающие железо. То же касается птичьего помета – это очень агрессивное вещество.
Поэтому защитное покрытие играет важную роль в сохранении башни. По заведенной еще Эйфелем традиции, краску полностью обновляют каждые 7 лет. Причем, как и в конце 19 века, делают это вручную. На башне работает бригада из 50 маляров, у них уходит от 1,5 до 3 лет на то, чтобы обработать 250 000 кв. м ее поверхностей. Старую краску полностью счищают перед нанесением новой, удаляют очаги свежие ржавчины, наносят антикоррозийный состав, а поверх него – краску.
Поскольку по башне и вокруг нее день и ночь снуют туристы, ниже от места работ растягивают специальные сети.
Вы не поверите, она была желтой
За время ее существования, цвет башни менялся шесть раз. Изначально детали на фабрике красили в «венецианский красный». Но уже в следующем году поверх заводского покрытия нанесли толстый слой красно-коричневой краски.
Видимо, парижским эстетам в таком виде башня резала глаз, поэтому еще 3 года спустя, в 1892 году, ее перекрасили в мягкий охровый цвет.
Первое плановое обновление защитного покрытия делалось в 1899 году. Башня стала желтой 5 оттенков: от желто-оранжевого у самой земли до светло-желтого на вершине. За счет плавной смены цвета, на фоне светлого неба она выглядела более выигрышно.
И этот цвет продержался недолго, и через 7 лет оттенок изменили в сторону темно-коричневого. Казалось, взят нужный тон, и почти полвека спустя башня красовалась в таком виде.
Но вот после войны французов снова обуяло желание перемен и коричневому цвету вернули придали красноватый оттенок, как в 19 веке.
Лишь в 1968 году Эйфелева башня обрела нынешний цвет, так и названный: «эйфелевый коричневый» (Eiffel Tower Brown). Он наносится тремя уровнями, от темного на опорах сооружения до светлого у его вершины.