Как работают апельсиновые танкеры: удивительные факты о кораблях-соковозах
Есть продукты, которые выращивают всего в одном или паре мест во всем мире и затем развозят по разным континентам. К ним относятся кофе, какао, каучук, нефть... и апельсиновый сок.
Не удивляйтесь, но больше 50% цельного сока и концентрата этого вида фруктов производится в Бразилии. В этой стране есть специальные портовые терминалы и особые корабли, работающие только на перевозку соков.
Начиная со второй половины прошлого века, в Бразилии начали разбивать огромные плантации апельсиновых деревьев. Когда производство было налажено, встал вопрос транспортировки – как довезти десятки тысяч тонн скоропортящейся жидкости через океан и не дать ему испортиться? В наши дни специалисты в этой отрасли шутят, что «апельсиновый сок – это не про сельское хозяйство, а про логистику».
Как появился новый тип кораблей — соковозы
В 1980 годах крупнейший перевозчик апельсинового сока Fischer Group впервые задумался о создании специализированных транспортных судов под этот нежный продукт. Считается, что первым судном такого класса стал видавший виды корабль-рефрижератор, переоборудованный под наливной груз.
Следом Fischer купил судно побольше, контейнеровоз Hermes Arrow. Его завели в док и полностью перестроили. Огромные трюмы превратили в пятнадцать цистерн с термоизоляцией. К ним добавилась холодильная установка и система труб и насосов для выгрузки сока. Чтобы питать ее электроэнергией, пришлось полностью переделать силовую установку и нарастить мощность генераторов. Для безопасности судно получило двойное дно. В таком виде, переименованное в Citrus Vita Brasil, оно было повторно спущено на воду, став королевой флота соковозов.
В 21 веке под те же цели начали с нуля строить специализированные суда. Крупнейшим из них в наши дни является Carlos Fischer, 205-метровый танкер, перевозящий за один рейс 37 тысяч тонн цельного сока и концентрата.
Азот, полировка и холод: как сок сохраняют свежим
Апельсиновый сок бывает двух видов: восстановленный из концентрата и цельный. Второй ценится у потребителей выше, но перевезти его за море, не испортив, гораздо сложнее. Как правило, суда этого класса имеют отдельные емкости под каждый вид продукта.
Чтобы получить концентрат, из сока удаляют большую часть воды. При этом он превращается в сироп, который на морозе не замерзает, а становится густым, как нефть. Это позволяет перевозить его при температуре около –10°C, не опасаясь за его состояние.
Цельный сок настолько охладить невозможно – он замерзнет. Поэтому транспортируют его при нулевой температуре. Нужны экстра-меры, чтобы не дать расплодиться в нем микробам.
Цистерны для такого сока делают из нержавеющей стали, полируя их до уровня микрометров. Это дает уверенность, что в металле не осталось каверн, в которых бактерии могут скрыться от стерилизации.
После заливки сока в цистерну, оставшееся воздушное пространство заполняют азотом, чтобы исключить доступ кислорода.
Существуют ли томатные танкеры
Судя по тому, что мы знаем, апельсиновый сок пока остается единственным видом сока, под который бы строилась особая логистика. Возможно, другие виды фруктов и овощей все-таки выращивают менее централизованно и не возят такими огромными порциями на большие расстояния.
Впрочем, мир быстро меняется. Кто знает, не появятся ли завтра, скажем, яблочные или манговые танкеры. А может быть, апельсины начнут выращивать в теплицах, и необходимость в глобальных перевозках отпадет.