Через Атлантику на 320 км/ч: как работал необычный корабль-цилиндр 19 века

Изобретатель из Канады обещал американским адмиралам, что на кораблях-амфибиях его конструкции можно высадить десант из 30 тысяч пехотинцев на Кубу раньше, чем опомнится противник.
Через Атлантику на 320 км/ч: как работал необычный корабль-цилиндр 19 века
City of Toronto
Содержание статьи

В 1897 г. толпа зрителей, журналистов и экспертов стояла на берегу озера Онтарио в городе Торонто, наблюдая за тем, как буксир выводит на испытания странный аппарат. По сути, это был цилиндр с приваренными по периметру гребнями. С одной стороны из него торчала труба паровой машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автор проекта Фредерик Агустус Напп, был далеко не безумцем – молодой юрист, начитанный, хорошо образованный и с богатым опытом путешествий. Во время своих поездок в Европу через океан он много размышлял о том, как справиться с проблемой качки, вызывающей морскую болезнь, и скукой многодневных плаваний.

Не плыть, а катить по воде

Он пришел к вполне резонному выводу: надо минимизировать контакт корпуса с водой. Это и комфорт обеспечит, и затраты энергии уменьшит. Идея сама по себе здравая – все быстроходные корабли в наши дни работают на этом принципе, от катеров-глиссеров до судов на подводных крыльях и экранопланов.

Но мысль Наппа пошла в другом направлении. В его голове возник образ цилиндрического корабля, который бы катился по поверхности моря. Внутри него находится другой цилиндр меньшего диаметра, в котором размещаются пассажиры, экипаж и машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
корабль цилиндр озеро онтарио
City of Toronto
Все быстроходные корабли работают на принципе уменьшения площади контакта с водой, от катеров-глиссеров до судов на подводных крыльях и экранопланов.

Канадец как-то подсчитал, что гигантский корабль-цилиндр длиной около 240 метров (800 футов) смог бы развивать в океане до 320 км/ч, хотя непонятно, как именно он проводил расчеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
корабль цилиндр фредерика наппа
City of Toronto

Как работал корабль-цилиндр

Изобретатель нашел средства, чтобы построить образец длиной 33 и диаметром 7 метров. Внутри находились два машинных отделения, небольшой пассажирский салон и грузовой отсек. Чтобы маневрировать, с обоих торцов были предусмотрены весла: если надо было повернуть, весло с соответствующей стороны опускали в воду, чтобы притормозить этот конец.

Корабль на колесах – фикс-идея инженеров конца 19 века
widget-interest

Если у вас мелькнула мысль, что у канадского изобретателя в школе была двойка по физике, то знайте, что в те времена идея корабля на колесах была довольно популярна и ее обсуждали вполне серьезные корабельные инженеры. Всего за год до Наппа во Франции был построен и испытан экспериментальный корабль «Базен», работавший на схожем принципе действия. Как вы понимаете, и он потерпел фиаско.

Успех или провал

2 октября, как уже писалось выше, образец был испытан в заливе Торонто. Ничего похожего на заявленные 320 км/ч он не выдал – судно ползло по воде на скорости неспешно идущего пешехода. Но поскольку чудо-судно на воде держалось-таки, Напп объявил попытку успешной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
пароход цилиндр 19 века
City of Toronto

Затем он усовершенствовал свой прототип и смог продемонстрировать публике несколько простых маневров по гавани. После этого он заявил журналистам, что пора строить образец вдвое большего размера. Специалисты, поняв, что затея провалилась, дружно высмеяли его.

Автор корабля даже смог как-то пробиться в высшие круги военного флота и представить там свой проект десантирования на Кубу, но и там его идея вызвала лишь улыбки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напп не сдавался и решил самостоятельно перегнать пароход-цилиндр в свой родной город Прескотт, но не рассчитал расход угля – в пути топливо закончилось и судно застряло в прибрежной грязи. Он еще раз попытался спасти его, конвертировав в обычный пароход. Но кому нужен такой странный корабль? И долгие годы его остов ржавел в гавани Торонто.

остов экспериментального парохода Наппа
City of Toronto