Через Атлантику на 320 км/ч: как работал необычный корабль-цилиндр 19 века
В 1897 г. толпа зрителей, журналистов и экспертов стояла на берегу озера Онтарио в городе Торонто, наблюдая за тем, как буксир выводит на испытания странный аппарат. По сути, это был цилиндр с приваренными по периметру гребнями. С одной стороны из него торчала труба паровой машины.
Автор проекта Фредерик Агустус Напп, был далеко не безумцем – молодой юрист, начитанный, хорошо образованный и с богатым опытом путешествий. Во время своих поездок в Европу через океан он много размышлял о том, как справиться с проблемой качки, вызывающей морскую болезнь, и скукой многодневных плаваний.
Не плыть, а катить по воде
Он пришел к вполне резонному выводу: надо минимизировать контакт корпуса с водой. Это и комфорт обеспечит, и затраты энергии уменьшит. Идея сама по себе здравая – все быстроходные корабли в наши дни работают на этом принципе, от катеров-глиссеров до судов на подводных крыльях и экранопланов.
Но мысль Наппа пошла в другом направлении. В его голове возник образ цилиндрического корабля, который бы катился по поверхности моря. Внутри него находится другой цилиндр меньшего диаметра, в котором размещаются пассажиры, экипаж и машины.
Канадец как-то подсчитал, что гигантский корабль-цилиндр длиной около 240 метров (800 футов) смог бы развивать в океане до 320 км/ч, хотя непонятно, как именно он проводил расчеты.
Как работал корабль-цилиндр
Изобретатель нашел средства, чтобы построить образец длиной 33 и диаметром 7 метров. Внутри находились два машинных отделения, небольшой пассажирский салон и грузовой отсек. Чтобы маневрировать, с обоих торцов были предусмотрены весла: если надо было повернуть, весло с соответствующей стороны опускали в воду, чтобы притормозить этот конец.
Успех или провал
2 октября, как уже писалось выше, образец был испытан в заливе Торонто. Ничего похожего на заявленные 320 км/ч он не выдал – судно ползло по воде на скорости неспешно идущего пешехода. Но поскольку чудо-судно на воде держалось-таки, Напп объявил попытку успешной.
Затем он усовершенствовал свой прототип и смог продемонстрировать публике несколько простых маневров по гавани. После этого он заявил журналистам, что пора строить образец вдвое большего размера. Специалисты, поняв, что затея провалилась, дружно высмеяли его.
Автор корабля даже смог как-то пробиться в высшие круги военного флота и представить там свой проект десантирования на Кубу, но и там его идея вызвала лишь улыбки.
Напп не сдавался и решил самостоятельно перегнать пароход-цилиндр в свой родной город Прескотт, но не рассчитал расход угля – в пути топливо закончилось и судно застряло в прибрежной грязи. Он еще раз попытался спасти его, конвертировав в обычный пароход. Но кому нужен такой странный корабль? И долгие годы его остов ржавел в гавани Торонто.
Переработано из статьи Knapp’s Roller Boat: The Most Bizarre Vessel on Lake Ontario.