«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием
Про авиаконструкторов Алексея Лисичкина и Владимира Рентеля вы вряд ли слышали. Два сотрудника Ленинградского научно-исследовательского аэроинститута (НИАИ) в предвоенные годы работали над созданием семейства самолетов собственной конструкции, в которых широко использовалась фанера – материал, позволявший создавать легкие и прочные полые конструкции.
Лайнер с невидимым каркасом
В 1933 году они построили легкий грузопассажирский самолет, вошедший в историю под двумя именами: НИАИ-1 или «Фанера-2».
Его самая интересная фишка сразу бросается в глаза: крыло на стыке с фюзеляжем сильно утолщается, образуя широкий фонарь кабины, сделанный полностью из стекла.
Внутри еще интереснее. Силовой набор самолета, включая лонжероны, нервюры и шпангоуты, был выклеен из фанеры. Его центральную часть мастерски встроили в кабину так, чтобы она не бросалась в глаза и не мешала обзору. Передний лонжерон крыла был замаскирован приборной доской, а задний прятался за спинкой заднего ряда сидений. Для входа в кабину конструкторы сделали широкие сдвижные двери.
Как и многие инновации, именитые авиаконструкторы встретили идею новичков критически. Казалось, что большие крылья висят на тоненьких ажурных оконных рамах – выглядело все это очень непрочно, к тому же, такая конструкция не была проверена в других странах.
«Удобный, устойчивый, но обзор!»
Сомнения развеялись сразу после испытаний. Летчиком машина сразу понравилась: в воздухе держалась устойчиво, хорошо слушалась рулей. Благодаря хорошей аэродинамике – широкая кабина увеличивала подъемную силу – самолет держался в воздухе до 7 часов без посадки. Что им особенно нравилось, кабина-аквариум обеспечивала отличный обзор во все стороны.
Удобной была и посадка пассажиров – редкое свойство для самолетов тех лет. В фильме «Семеро смелых» играет именно «Фанера-2», и актриса Тамара Макарова смогла показать эффектный выход из кабины через широкую дверцу.
Хороша, но больше мы так делать не будем
Всего было построено 20 единиц. «Фанеры» летали на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке и в других районах, где условия были довольно жесткими, и хорошо себя зарекомендовали.
Исторические источники не объясняют, почему удачную концепцию, заложенную в этом самолете, в СССР не стали развивать, создавая новые машины такой конструкции. Возможно, проблема в недостаточной технологичности. Например, от фанерных лонжеронов отказались уже после изготовления первых самолетов – выклеивать их из березового шпона было сложно. В серии их заменили на цельные деревянные балки, но это сразу увеличило вес самолета и лишило его части преимуществ.
Это лишь одна из множества идей, опробованных и отвергнутых отечественными авиаконструкторами. С некоторыми другими можно познакомиться в следующих историях.