«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием

Минуточку, а где у него каркас, спрашивали эксперты, взглянув на самолет.
«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием
В общественном достоянии. Источник: Airwar.ru
Содержание статьи

Про авиаконструкторов Алексея Лисичкина и Владимира Рентеля вы вряд ли слышали. Два сотрудника Ленинградского научно-исследовательского аэроинститута (НИАИ) в предвоенные годы работали над созданием семейства самолетов собственной конструкции, в которых широко использовалась фанера – материал, позволявший создавать легкие и прочные полые конструкции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лайнер с невидимым каркасом

В 1933 году они построили легкий грузопассажирский самолет, вошедший в историю под двумя именами: НИАИ-1 или «Фанера-2».

Его самая интересная фишка сразу бросается в глаза: крыло на стыке с фюзеляжем сильно утолщается, образуя широкий фонарь кабины, сделанный полностью из стекла.

самолет ниаи-1
В общественном достоянии - Airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри еще интереснее. Силовой набор самолета, включая лонжероны, нервюры и шпангоуты, был выклеен из фанеры. Его центральную часть мастерски встроили в кабину так, чтобы она не бросалась в глаза и не мешала обзору. Передний лонжерон крыла был замаскирован приборной доской, а задний прятался за спинкой заднего ряда сидений. Для входа в кабину конструкторы сделали широкие сдвижные двери.

самолет ФАнера-2 чертеж
В общественном достоянии - Airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и многие инновации, именитые авиаконструкторы встретили идею новичков критически. Казалось, что большие крылья висят на тоненьких ажурных оконных рамах – выглядело все это очень непрочно, к тому же, такая конструкция не была проверена в других странах.

«Удобный, устойчивый, но обзор!»

Сомнения развеялись сразу после испытаний. Летчиком машина сразу понравилась: в воздухе держалась устойчиво, хорошо слушалась рулей. Благодаря хорошей аэродинамике – широкая кабина увеличивала подъемную силу – самолет держался в воздухе до 7 часов без посадки. Что им особенно нравилось, кабина-аквариум обеспечивала отличный обзор во все стороны.

самолет фанера-2 фонарь кабины
В общественном достоянии - Airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удобной была и посадка пассажиров – редкое свойство для самолетов тех лет. В фильме «Семеро смелых» играет именно «Фанера-2», и актриса Тамара Макарова смогла показать эффектный выход из кабины через широкую дверцу.

кадр из кинофильма семеро смелых — самолет
В общественном достоянии - Airwar.ru
В фильме «Семеро смелых» НИАИ-1 играет роль гидроплана, но поплавки у него бутафорские — они сделаны из цельного бревна.
Основные характеристики «Фанера-2»

Размах крыла – 12,4 м

Длина – 8,8 м

Масса пустого – 652 кг

Максимальная взлетная масса – 1160 кг

Двигатель: М-11, пятицилиндровый радиальный, мощностью 100 л. с.

Максимальная скорость – 155 км/ч

Крейсерская скорость – 138 км/ч

Дальность – 680 км

Грузоподъемность – 5 пассажиров или 500 кг груза

Хороша, но больше мы так делать не будем

Всего было построено 20 единиц. «Фанеры» летали на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке и в других районах, где условия были довольно жесткими, и хорошо себя зарекомендовали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет ФАнера-2 в арктике
В общественном достоянии - Airwar.ru

Исторические источники не объясняют, почему удачную концепцию, заложенную в этом самолете, в СССР не стали развивать, создавая новые машины такой конструкции. Возможно, проблема в недостаточной технологичности. Например, от фанерных лонжеронов отказались уже после изготовления первых самолетов – выклеивать их из березового шпона было сложно. В серии их заменили на цельные деревянные балки, но это сразу увеличило вес самолета и лишило его части преимуществ.

Это лишь одна из множества идей, опробованных и отвергнутых отечественными авиаконструкторами. С некоторыми другими можно познакомиться в следующих историях.