Огонь, бактерии и еще 7 способов борьбы с морскими разливами нефти: вы вряд ли угадаете, какой из них лучший

Удивительный факт жизни: отправить человека на Луну (и вернуть его обратно) оказалось проще, чем собрать пленку нефти с поверхности океана. По крайней мере, такой вывод напрашивается, если сравнить прогресс в двух областях.
Огонь, бактерии и еще 7 способов борьбы с морскими разливами нефти: вы вряд ли угадаете, какой из них лучший
DESMI Ro-Clean
Содержание статьи

14 лет назад случилась самая серьезная морская нефтяная авария в истории: взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon привел к тому, что из скважины на глубине 1,5 км в Мексиканский залив начала выливаться сырая нефть. Заткнуть дыру удалось лишь 3 месяца спустя. За это время в океан попало почти 800 тысяч кубометров – объем 300 олимпийских бассейнов. Погибло около миллиона морских птиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок получился дорогой и шокирующий. Долгие годы спустя специалисты исследовали последствия и разрабатывали новые методы ликвидации последствий разливов нефти. Успехи есть, но скромнее, чем хотелось бы, сообщает недавний репортаж BBC. Всего британские журналисты насчитали чуть менее десятка технологий, которые бросят на ликвидацию будущей аварии, буде такая случится.

Самые хайповые: нефтесборщики и абсорбенты

Почти наверняка именно такая картинка всплывет у вас в голове при слове «ликвидация разлива нефти»: специальные корабли-нефтесборщики опускают в море трубы и по ним откачивают жидкость.

скиммер нефтесборщик
National Response Corporation
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На практике, механический метод уборки нефти с поверхности океана – один из самых неэффективных, с его помощью удается удалить лишь около 3% всего разлившегося объема. Проблема в том, что лишь в первые сутки после аварии нефть образует достаточно толстый слой на поверхности воды. Далее она начинает стремительно растекаться по широкой площади и всего несколько дней спустя превращается в тонкую пленку. Причем собирать нефть можно только с гладкой воды, а авария Deepwater Horizon случилась в довольно бурную погоду.

Механическим способом удается собрать лишь около 3% разлившейся в море нефти.

Другой часто обсуждаемый метод – сбор нефти с помощью абсорбентов. Что только ни попробовали ученые – губки из обработанного лазером пробкового дерева, текстиль, искусственный мех, графит и даже железную намагниченную стружку. Общая проблема всех этих технологий в том, что абсорбенты впитывают нефть медленно, а потом их надо как-то очищать от нее, чтобы использовать повторно. На практике, они эффективны только при небольших разливах и их вклад в борьбу с авариями остается небольшим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2023 г. технологи из университета Техаса разработали комбинированный метод, ускоривший процесс. Судно-нефтесборщик опускает в море ленточный транспортер, на котором закреплены блоки суперолеофильного материала (притягивающего маслянистые вещества). Собранную нефть подают по транспортеру на борт и нагревают – она стекает, освобождая абсорбент, и его можно использовать повторно. Первые испытания прошли успешно, но ее широкое внедрение остается вопросом будущего.

Откуда берется нефть в океанах

Морские техногенные разливы – лишь третий по величине источник появления нефтепродуктов в море. Главный же источник – утечки с суши, из городской инфраструктуры и наземного транспорта. Несколько меньше дают естественные утечки из неразработанных месторождений в океане.

Самые неприятные: сбор нефти с берегов и огонь

Первое, что стремятся сделать ликвидаторы – это огородить нефтяное пятно, чтобы не дать ему дойти до берега. Счищать его с полосы прибоя – довольно сложная задача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ограждение вокруг разлива нефти
Prince William Sound Regional Citizens' Advisory Council
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для упрощения задачи в последние годы стали использовать горячую воду и пар, обрабатывая берег. Это позволяет качественно очистить берег, но и у этого метода есть серьезный минус: берег буквально стерилизуется от высокой температуры. Ряд исследований показали, что после такой очистки прибрежная экология восстанавливается медленнее, чем если бы нефть очищали чисто механическим способом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
уборка нефтяного разлива
Spill Consult

Как не дать нефтяному пятну дойти до берега, если не получается ее откачать? В ряде случаев для этого пятно поджигают. Понятно, что этот метод экологически вреден, но когда речь идет о выборе между загрязнением берега и выбросами в атмосферу, ликвидаторы предпочитают первое. Правда, и таким способом удается устранить лишь около 5% разлившихся нефтепродуктов.

ликвидация разлива нефти сжигание
National Response Corporation
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дисперсанты и микробы: оба способа хороши, но один мешает другому

При устранении последствий аварии в Мексиканском заливе несколько лучше показал себя метод с использованием дисперсантов – с его помощью удалось устранить около 8% разлившихся углеводородов. Вещество Corexit разбивало нефть на мелкие капли, которые затем погружались в глубину. Это спасло немало птиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
борьба с нефтяной аварией в море
Eos.org

По статистике, все перечисленные технологии вместе позволяют убрать около трети разливающейся нефти. Куда девается остальная? Ее постепенно разлагают нефтегазовые бактерии – природные разрушители нефти. Этот метод наносит меньше всего вреда, но, к сожалению, бактерии действуют очень медленно, а разлив происходит одномоментно: чтобы минимизировать вред для морской жизни, спасателям приходится вмешиваться и пытаться удалить хотя бы часть попавших в море углеводородов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и здесь есть нюансы – например, вышеупомянутые дисперсанты токсичны и подавляют деятельность этих полезных микробов. Так что получается палка о двух концах.

Самый результативный метод

За последние полвека нефтяных загрязнений в море все же стало меньше. Не потому, что их стали лучше удалять, а потому, что самих техногенных аварий стало меньше. В наши дни, международные органы по контролю за подобными ЧП регистрируют около 150 утечек в год по миру. Это существенно меньше, чем в 1970-х – все благодаря тому, что за нефтяными компаниями и судовладельцами установлен более жесткий контроль, а корабли теперь строят по более строгим нормам живучести.